СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст «Как страшно жить, Елизавета Фёдоровна»
«Как страшно жить, Елизавета Фёдоровна»
18.08.2014 22:32
До них в этом мире никто никого не любил

«Как страшно жить, Елизавета Фёдоровна»Здравствуйте, дорогая «Моя Семья»! Близится окончание длинного учительского отпуска, и мне очень хочется рассказать вам о работе с детьми. Наверное, соскучилась!

Я 22 года тружусь в школе. За плечами три выпуска. Обожаю своих учеников! Чудесным образом мне всё это время выпадало счастье работать с интересными, необыкновенными, отзывчивыми детьми и их родителями, доброжелательными и творческими коллегами, чуткой и мудрой администрацией (что, согласитесь, бывает нечасто). Все эти факторы – вместе и по отдельности – весьма стимулируют и вдохновляют.

Каждый класс неповторим, каждый имеет своё лицо. Я очень благодарна своим ученикам за яркие моменты жизни, открытия и новый взгляд на привычные вещи. Ведь только ребёнок умеет искренне удивляться самым простым явлениям, как чуду. К счастью, я в свои 47 лет тоже сохранила эту способность.

Как-то в мае мы с пятиклашками собрались в поход. Накануне, по традиции, я провела беседу о правилах безопасности, уделив особое внимание защите от клещей. И вот представьте картину: на следующий день мы позавтракали на тенистой полянке домашними припасами; детишки, схватив мячи, побежали играть, а возле меня остался Валик Ш. Этот всегда радостный, улыбчивый ребёнок был необычайно печален. Я поинтересовалась, не случилось ли чего. И мальчик, серьёзно глядя мне в глаза, уверенно сказал:
– Знаете, Елизавета Фёдоровна, что я вчера понял? Как же страшно жить на свете!

Я растерянно молчала, и мальчик продолжил:
– Вот до вчерашнего дня я этого не понимал. А узнал, что есть эти ужасные энцефалитные клещи, и подумал: сколько же ещё вокруг опасностей! И чем дольше я буду жить, тем больше страшного о мире узнаю!

Мне удалось успокоить ребёнка, убедив его в том, что в жизни всё-таки намного больше добра и радостных событий. Полагаю, он мне безоговорочно поверил и не стал лелеять в душе страх. После окончания школы парень даже смог преодолеть свою боязнь высоты и сам попросился на службу в ВДВ.

Интересно наблюдать, как у подростков формируются духовные приоритеты. В десятом классе меня поразил неугомонный балагур Лёша З., который как раз из тех, у кого шило в одном месте: ни минуты не мог спокойно посидеть на уроках, был постоянной головной болью большинства учителей. И вот однажды после занятий, убирая в кабинете, он непривычно серьёзно спросил:
– Елизавета Фёдоровна, а в чём для вас заключается смысл жизни?

Внимательно выслушав ответ, он на мой встречный вопрос сказал, что для него смысл жизни – в познании Бога. Я поразилась, потому что мальчик был не из верующей семьи. Мысли, которые он высказал, были настолько зрелыми, что никак не вязались ни с возрастом подростка, ни с его обычными манерами. Юноша прямо-таки в одночасье изменился и повзрослел.

А какое наслаждение наблюдать за 13-летними Джульеттами, охваченными пламенем первой любви! Всё им ново, и не любил до них никто. И это так сладко и страшно. Распущенные волосы, мечтательные глаза, лёгкая заторможенность во всех «приземлённых» делах, иногда – громкий нервный смех, а порой и неожиданная дерзость по отношению к этим противным взрослым, которые «ничего не понимают». Но как на них, таких наивных и ранимых, можно сердиться? Единственное, что им сейчас нужно, – это понимание и поддержка. Не спугнуть, не растоптать хрупкий росток первого чувства, а поддержать, научить вести себя достойно и не опускаться до цинизма или вседозволенности. Рассказать о гордости и достоинстве, помочь разобраться в сложных чувствах.

Ведь, уйдя из школы, дети в большинстве своём будут вспоминать не биографию Гоголя или правила грамматики, а наши ответы на жизненно важные для них вопросы.

Стараюсь научить своих учеников главному – умению любить, дорожить близкими и Родиной, быть щедрыми и милосердными к людям. Часто рассказываю о законе бумеранга, говорю, что к нам возвращается всё, что мы отправляем в мир, – и добро, и зло. Очень важным считаю научить детей умению радоваться простым вещам и ценить каждый прожитый миг. Главное – не обманывать учеников, не считать, что они ещё слишком маленькие и глупые. Дети очень ценят доверие и откровенность, они и сами – прекрасные учителя для нас, взрослых. И если есть возможность чему-то у них научиться, нужно не только воспользоваться ею, а поблагодарить за науку. От нас не убудет, а для детей – отличный пример. Ведь многие ошибки в жизни люди делают именно потому, что не умеют быть благодарными.

Сейчас много говорят о том, что дети растут ужасными. Несколько лет назад мне попалась интересная цитата в одном из журналов. К сожалению, не могу привести дословно, но общий смысл таков: «Куда катится мир? Молодёжь совсем не уважает старших, не почитает традиции предков, без должного уважения относится к родителям. По всем признакам, конец света не за горами, человечество вырождается – ведь нынешнее безалаберное поколение не в состоянии построить процветающее общество». Знакомо? Самое удивительное, что эта мысль принадлежит одному из учёных мужей Древней Греции. Во все времена люди предвзято относились к младшему поколению, ожидая от него реализации собственных представлений о красоте и мироустройстве.

…На носу новый учебный год с проверками, семинарами, школьной аттестацией. Но радует то, что совсем скоро окунусь в прекрасный и волнующий, ни с чем не сравнимый детский мир. Меня ждёт работа с восьмым классом (мой любимый возраст), который не даст расслабиться, потому что похож на шкатулку с неожиданно выскакивающими чертенятами. И я точно знаю, что на дне этой шкатулки лежит самое большое в мире богатство.

Дай бог всем, чья жизнь связана с детьми, неисчерпаемого терпения и любви, потому что без них в нашей профессии делать нечего.

Из письма Елизаветы Рябовой-Ус,
Днепропетровская область, Украина
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №32, август 2014 года