Надо, чтобы он наплакался
18.09.2014 00:00
Больно смотреть, как красавец превращается в натуральную свинью

Надо, чтобы он наплакалсяМой рассудок понимает и принимает совет психолога...

...а вот сердце – нет. Невозможно представить, что можно вычеркнуть из своей жизни собственного ребёнка, пусть уже взрослого и отвечающего за себя.

Очень захотелось рассказать одну историю. Итак, семья: мать, сын, жена сына и их ребёнок. Отец и дед матери были алкоголиками, и она тоже начала пить. Наверное, все знают, что женский алкоголизм наиболее страшен и практически неизлечим. Женщины мгновенно втягиваются в эту зависимость, а тут ещё наследственность.

Когда вслед за матерью стал пить и сын, мы все подумали, что семье конец. Как выдержала всё это жена сына – не знаю. Но она не бросила мужа, делала всё, что могла. Жили трудно, не на что было купить топливо на зиму. Парень-то работящий, и руки из правильного места растут. Но удержаться долго ни на одной работе не мог. И тут он заболел менингитом, чудом выжил, только оглох на одно ухо. Врачи сказали, что первый же запой его убьёт.

И тогда мать взяла себя в руки, без всякого лечения. Сама себе сказала: теперь ни капли спиртного. Ради сына, ради его жизни. А его самого отвела на кодирование. Слово своё она крепко держит уже много лет. Я очень уважаю эту женщину и всю их семью. Сын теперь много работает, купили машину, приобрели в кредит квартиру, родился второй ребёнок. Думаю, и дальше у них всё будет хорошо.

Наверное, идеалистка я неисправимая. Хочется мне, чтобы люди не бросали друг друга в беде, иногда ведь даже малость может помочь человеку вылезти из ямы. Пусть это будет один человек из ста. Ведь не все алкоголики обязательно плохие люди, среди них масса умных и талантливых. А среди тех, кто не пьёт и не курит (это ведь определение «хорошего мужика»), часто встречаются такие экземпляры, что впору бежать от них на край света.

Есть у меня знакомая семья, где единственный сын, образованный молодой человек, вдруг сломался из-за пустяка, связанного с работой, и запил. Кстати, там пили деды, бывшие фронтовики, и пил отец. Тоже наследственный алкоголик. Нет, молодой человек не скандалил, не выносил вещи из дома. Но раз в два месяца запирался в своей комнате и уходил в запой на три-четыре дня. Уже возникли проблемы и со здоровьем, и на работе.

Но мама его не опустила руки. Как только сын выходил из запоя, она с ним разговаривала, убеждала, просила, приводила примеры, рисовала ужасное будущее. Наконец уговорила закодироваться. Чтобы его не провоцировать, не стали отмечать с алкоголем семейные праздники. Более того, убедила мужа не брать в рот ни капли спиртного. Сейчас у них все налаживается, боюсь даже сглазить.

А если бы она его оставила наедине с проблемой? Никому нельзя пожелать такого горя: сын – умный, работающий, благополучный человек – вдруг начинает пить, сам у себя отбирает будущее и жизнь. Не знаю, как можно с этим смириться и «дистанцироваться». Наверное, действительно, менталитет у нас такой, российский, и мозги не так устроены. Вот только хорошо это или совсем уж плохо? Не знаю.

Из письма Людмилы

Тянуть алкаша из ямы бесполезно

Олег – мой друг детства, росли в одном дворе. У него была очень благополучная семья. У отца частые загранкомандировки, мама работала судьёй, дом – полная чаша. К тому же Олег рос замечательно красивым парнем, высоким, стройным, эффектным блондином.

Потом он женился, родители купили ему квартиру в нашем же доме, сын родился. Олег к тому времени уже работал в той же организации, где и его отец, очень хорошо зарабатывал. А потом Олег стал пить. Казалось бы, что надо? Жена красавица, сын здоровый, родители хорошие. И никто же силой водку не вливал, не так ли? Просто так жить проще, веселее.

Пил он и пил, пока не распалась семья. Когда жена решила уйти, мама Олега встала на сторону невестки, одобрила её поступок. Потом Олег потерял работу. Родители его кормили, но никто не собирался возить его к наркологам и бабкам, никто не проводил с ним душеспасительных бесед, никто не решал его проблемы, не оплачивал квартиру, не выручал из вытрезвителя, не вытаскивал из канав. Мама только давала ему продукты. Когда приходили жаловаться соседи, у которых Олег занимал деньги, или те, кому он мешал спать, приводя дружков, мама отвечала:
– А почему вы пришли ко мне? Он большой мальчик, к нему и идите. Он сам за себя отвечает.

Было так больно смотреть, как красавец превращается в натуральную свинью, и никому до этого дела нет. Потом у Олега начался цирроз печени, но пить он не перестал. Тут, конечно, мама с папой спохватились, стали возить его по врачам. Но что толку от лечения, если человек продолжает губить себя? Какой смысл принимать дорогие лекарства и запивать водкой? И родители отступились, мать приходила делать ему обезболивающие уколы, и всё.

Вскоре Олег умер, ему было всего 35 лет. Многие осуждали его мать, а я – нет, потому что видела, что Олег сам упорно шёл к своему концу. Если бы хотел жить, то ценил бы всё, что было дано: красоту, удачу, любовь, семью. А он не видел ничего, кроме кайфа от водки. Ну что же, каждому своё.

А один наш знакомый товарищ бросил пить только после того, как его во время очередного жуткого запоя инсульт хватил. Вот тогда он испугался! Говорит, свет померк, будто телик выключили, только рябь перед глазами, как на неработающем телеканале. Благо у него сестра медик, быстро сообразила, что делать, «скорую» вызвала вовремя.

Теперь он не пьёт, работает, увлёкся философией, книжки умные читает, такой строгий стал, степенный. А я, как его вижу, вспоминаю, как он с похмелья к нам приходил и, шатаясь, на колени бухался, умолял денег на водку дать. Бывало, и на коленях не удержится, набок завалится. Урод уродом был. И никто ему был не указ. А вот как прижало, как побывал на том свете одной ногой, так и изменился.

Так что тянуть алкаша из ямы бесполезно, пока ему самому худо не станет по-настоящему. Надо, чтобы он сам наплакался, а чужие слёзы ему пить не помешают.

Из письма Ольги

Буду рядом с сыном до последнего своего часа

Уверена: если, не дай бог, случится с моим сыном такая беда, как алкоголизм, буду рядом до последнего своего часа.

Знаю мать, которая отказалась тащить сына-наркомана. Ему было за тридцать, когда втянулся. Жена от него ушла, сам он сидел дома и выходил только за дозой. Мать пыталась уговорить его лечиться, потом поняла, что бесполезно, бросила все уговоры. Сама питалась на работе и в кафе, домой еду не покупала. Холодильник опустел. Сын всё равно работать не шёл, как-то существовал, она даже не знает, на какие средства. Наверное, кормили друзья.

Через полгода он умер. Мать его похоронила и по-прежнему работает, ездит отдыхать, хорошо выглядит, следит за здоровьем. Внуков не осталось, она живёт для себя. Очень ухоженная немолодая женщина.

Я не знаю, что лучше – тащить сына и умирать вместе с ним или дать ему умереть и жить дальше, забыв о нём.

Из письма Киры

Если бы не мама, её давно не было бы в живых


Не совсем понимаю совет Галины Белозуб. С одной стороны, вроде всё правильно, а с другой – похоже на фразу «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Некоторым алкоголикам такое отношение к ним принесёт верную погибель. Получается, туда им и дорога?

Расскажу про свою давнюю знакомую. Мы с ней лет пятнадцать назад иногда ездили в Москву за товаром. Она пьёт ещё со школы, сейчас ей около сорока. По виду не скажешь, что она запойный алкоголик, похожа на куклу Барби с ножками 34-го размера.

У неё есть сын, сейчас он учится в военном училище. Был муж, который спился и утонул по пьяни в пруду. Живёт она с родителями. Когда выпьет, из тихого ангелочка превращается в злобную фурию и даже может подраться. Однажды в пьяной драке ей сломали челюсть. Пару раз её сбивала в таком состоянии машина, много раз грабили прямо на улице. Сколько раз её кодировали, сдавали в вытрезвитель – она сама уже не помнит.

Когда уходит в очередной запой, ей, по её словам, стыдно появляться дома, и она идёт к тому, кто первым предложит ночлег. Как она при такой жизни ещё совсем не опустилась – все удивляются. Выйдя из запоя, приходит домой и просит мать дать ей денег на торговлю, потом едет за товаром.

Если бы не мамина помощь, её давно не было бы в живых. Но сколько она родителям потрепала нервов – ужас! Кстати, о наследственности речи нет, и её родная сестра не пьёт.

Из письма Елены

Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №36, сентябрь 2014 года