Одна из величайших тайн жизни
12.11.2014 18:23
Захочет ли он стать весёлым незатейливым парнишкой?

Одна из величайших тайн жизниЗдравствуйте! Читаю «Мою Семью» давно, всё в ней нравится. Хочу обратиться к Галине Ивановне Белозуб. Проблема, о которой расскажу, касается самого близкого и дорогого для меня человека – сына.

Надеюсь получить ответ на вопрос о депрессии, бессоннице, постоянном внутреннем напряжении, панических атаках. Никогда не думала, что у нас возникнут такие проблемы, а куда обращаться, не знаем. Рекламы много, но ведь хочется получить помощь, а не очередное вымогательство денег, что нередко случается в платных поликлиниках.

В интернете на эту тему много информации. Кто-то предлагает подсесть на антидепрессанты, но говорят, что это чревато привыканием, и человек потом не сможет справляться сам. Кто-то предлагает новые методики по баснословным ценам. Но с чего же всё-таки начать на самом деле, чтобы получить положительный результат? И вообще, может ли человек справиться с этим самостоятельно?

Проблемы со сном появились у сына лет в 14, он подолгу не мог заснуть. Подумали, что это трудности переходного возраста, потому что примерно через полгода всё нормализовалось. Когда сын уже учился на четвёртом курсе института, проблема вернулась. Но если раньше он плохо засыпал пару раз в месяц, то теперь это происходило чаще, и сон стал тревожным, поверхностным, независимо от того, сессия сейчас или каникулы.

К этому прибавились ещё и панические атаки – это можно было понять даже по его взгляду: он становился каким-то испуганным; учащалось сердцебиение, сын не мог сосредоточиться. Слышала, что бессонница и панические атаки взаимосвязаны. Думали, это от переутомления, связанного с учёбой, но прошёл год, как он окончил институт, а изменений в лучшую сторону практически нет. В его возрасте жить бы и радоваться, а он говорит, что у него какое-то безразличие ко всему.

С детства сын был спокойным, уравновешенным, не очень общительным ребёнком. Не любил активные игры, предпочитал рисование, конструктор, пластилин, а на улице – песочницу. Друзья, правда, у него были. Почему «были»? После школы и вуза все они разъехались, общаются только с помощью интернета, встречаются редко. Мне кажется, это одна из причин его состояния.

Сын занимался в художественной школе, окончил её с хорошими оценками. Ходил туда с удовольствием, нравились и преподаватели, и ребята, с которыми учился. Вопрос о выборе вуза был решён задолго до окончания школы: сын имел чёткое представление о своей профессии, знал, что она будет связана с творчеством и архитектурой. И такая специальность ему очень нравилась.

Первый курс давался тяжело. Были очень большие нагрузки, потом сын втянулся, но начал разочаровываться – не столько в профессиональном выборе, сколько в вузе, в котором учился. Свою цель большинство из преподавателей видели не в том, чтобы давать студентам знания, а в том, чтобы взять с них как можно больше денег, даже с тех, кто обладал способностями и хотел учиться.

В итоге сын защитил диплом с большим трудом. Он выбрал интересную ему тему, а преподаватель навязывал свою, на этой почве начались разногласия, вместо помощи со стороны педагога было одно недовольство. Сын очень ранимый, принимал всё близко к сердцу, как и многие творческие люди. Думаю, именно в этом главная причина его проблем со здоровьем.

Семья у нас полная, ребёнок один. Муж – человек очень уравновешенный, безынициативный. Я более эмоциональная, иногда вспыльчивая, большинство семейных вопросов приходится решать самой. Сын по характеру спокойный, но, думаю, только внешне, а так он обо всём очень переживает, всегда тщательно обдумывает, прежде чем что-то сделать. С уважением относится к старшим, да и вообще ко всем – я ни разу не слышала, чтобы он повысил голос.

По всем вопросам сын чаще всего обращается ко мне, да и просто любит со мной чем-то поделиться, что-то рассказать, обсудить, мы всегда находили темы для разговора. Но и отец с ним много занимался, в детстве часто гулял, рисовал, играл.

Сейчас сын уехал в другой город, главным образом из-за того, что после окончания вуза не нашёл у нас работу по специальности. К тому же он надеялся, что если сменит место жительства, устроится на работу, его бессонница и панические атаки будут постепенно уходить. Но пока никаких изменений – может, прошло ещё мало времени, всего полгода.

Сын не сидит сложа руки и не ждёт, что всё наладится само собою. Он постоянно пытается себя чем-то занять, отвлечь, тем более что живёт в большом красивом городе, есть куда сходить, на что посмотреть. Он сам понимает, что если бы у него был близкий человек – друг, подруга, – разделяющий его интересы, увлечения, ему было бы легче.

Галина Ивановна, прошу не оставьте моё письмо без внимания. Я очень переживаю за сына.

Подписано: Мама

Комментарий психолога

Дорогая сударыня! Позвольте вначале выразить вам сочувствие. Действительно, очень обидно и тревожно матери, которая воспитала сына достойным, хорошим человеком, столько души, любви вложила в своего ребёнка, а он вместо того, чтобы радоваться жизни, страдает.

Мальчишка у вас просто замечательный. Глубокое уважение вызвала у меня его принципиальная позиция, готовность к сложностям и конфронтации – он не сдался, отстаивал своё мнение перед преподавателем. А значит, делал дипломную работу не только затем, чтобы получить диплом, затратив на это как можно меньше усилий, он хотел сделать именно свою работу. Передайте ему моё искреннее восхищение, тем более что я в его возрасте спасовала бы не только без боя, но и до боя.

Этот его поступок свидетельствует даже не столько о том, что ваш сын принципиальный человек, сколько о том, что человек он творческий. Мне больше нравится, кажется более точным определение «креативный». Есть такая гипотеза, сударыня, что креативный человек имеет доступ в ноосферу – ту сферу, где, по определению академика Вернадского, сосредоточены все знания. Но, дорогая моя, учёные предполагают, что гормон радости серотонин блокирует связь мозга человека с ноосферой.

Понимаю, что всё это может показаться нам мистикой, но согласитесь: люди творческие и правда в своём подавляющем большинстве депрессушники. Да, депрессия в любом творчестве – это своего рода «беременность», человек должен выстрадать, выносить идею, чтобы потом «родить» её. «Под словом «депрессия» прячется одна из величайших тайн жизни», – сказал Владимир Леви, замечательный психолог, великий психотерапевт, сам с детских лет страдающей депрессией.

И бессонница вашего сына, его панические атаки – это, конечно, признаки депрессии, возникшей у творческой личности. Вряд ли креативность можно вылечить, да и захочет ли ваш сын отказаться от себя, такого, каким его создал Господь, – для того, чтобы стать весёлым незатейливым парнишкой?

В одном научно-фантастическом рассказе депрессивному, но очень успешному писателю Высшие силы предложили избавить его от депрессии в обмен на талант. О, он с радостью согласился, так ему надоело страдать. Пришло время весёленькой жизни, но он почему-то заскучал по себе, депрессивному, и попросил вернуть ему его талант вместе с сопутствующей депрессией. Ваш сын, сударыня, человек духовный, а рост духовности возможен только в страдании.

Духовность вашего сына подтверждается и его глубоким уважением к окружающим, и, к сожалению, тем, что он трудно сходится с людьми. Понимаете, дорогая моя, чем сложнее система, тем меньше степеней свободы. Я хочу сказать, что ваш сын почувствует близость только с родственной душой. А это ведь так трудно – найти даже в многомиллионном городе одного-единственного резонансного тебе человека. Со всеми же остальными он будет чувствовать себя одиноким.

Творческим людям вдобавок к депрессии Высшие силы подбросили ещё один «подарок» – чувство экзистенционального одиночества. Это когда ты в окружении даже близких и родных людей чувствуешь себя отчаянно одиноким, как будто находишься в космосе – и вокруг никого, лишь холодные далёкие звёзды. Это ощущение снимается только родственной душой, любовью, дружбой.

Вы должны, сударыня, понимать: у вашего сына никогда не будет много приятелей и лёгких ни к чему не обязывающих романов. Он будет жить, следуя наказу Омара Хайяма: «Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала: уж лучше голодать, чем что попало есть; быть лучше одному, чем вместе с кем попало».

А теперь перехожу к самому главному: можно ли сохранить свою креативность, духовность, неординарность и в то же время чувствовать, что ты нужен людям, что находишься на правильном пути, что ты не одинок?
Выход только один – служение людям. Не работа для людей, на людей, а именно служение. Например, любая волонтёрская деятельность. Могу вам, милая моя, открыть небольшой секрет, который вовсе и не секрет: иногда люди идут в психологию, чтобы заниматься чужими бедами, помогать другим. И правда, знаете ли, наслушаешься о чужих серьёзнейших проблемах – и свои покажутся такой мелочью! И снизойдёт на нас смирение, великий дар богов, которое научит нас не бороться с проблемами, а справляться с ними.

С искренним уважением к вам и вашему сыну,

Галина БЕЛОЗУБ
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №44, ноябрь 2014 года