До чего вокруг лица добрые!
11.01.2015 18:36
Кто-то сломал замок и обыскал мой чемодан

До чего вокруг лица добрые!Давным-давно, ещё при царе Горохе, я играла в баскетбол за команду МГУ. И наступила пора международных соревнований, когда студенты-баскетболисты Европы съезжались в Болгарию выяснить, кто лучше играет. Нас, всю команду университета, погнали в райком партии за разрешением на выезд. Боюсь, сегодня молодой читатель не поймёт, что такое райком, и какой именно партии, и причём тут баскетбол. Это и в те времена было не очень понятно.

Помню, вхожу в комнату, где сидят с десяток очень пожилых людей. Одна бабушка, видимо, главная, этак ехидно говорит:
– За границу собралась? А в нашей стране ты уже все места объездила?

Мне не понравилась её интонация.
– Почти все, – отвечаю.

Компания напряглась:
– Как это все?
– В Средней Азии была, – говорю, – на Волге была, на Дальнем Востоке. Вот на Крайнем Севере мало была, надо ещё поехать, места посмотреть.

У одного деда был заготовлен вопрос на убой, он мне его и выдал:
– У нас ещё Байкал есть, знаешь такое место?

Моё лицо озарилось светом правды – две недели как оттуда вернулась.
– Да, всем рассказываю, а мне не верят, что вода такая прозрачная, с палубы можно сосчитать камушки на дне, а там сорок метров глубина!

Комиссия теряет ко мне интерес и вызывает следующего.

Этот допрос я перескажу Володе Высоцкому, который немедленно сочинит свой знаменитый рассказ: как врач едет в Гану лечить, а его в райкоме спрашивают, а на каком Гана месте «по добыче угля и по хлопку», и тот скажет: если даже его спросят по медицине, он и тогда не на все вопросы ответит. И тут инструктор – бах! – кулаком по столу: «И по ме-ди-ци-не не на все?» На этом месте все падали со смеху. А ведь это была чистая правда.

А вот ещё интересная деталь к портрету того времени. В Болгарии меня нашёл главный редактор местной молодёжной газеты и попросил что-нибудь написать в номер – наша и болгарская молодёжки тогда были побратимами.

На другой день я передала ему заметку, а он мне велел зайти за гонораром в бухгалтерию. Поскольку нам в Москве денег дали мизер, разве что на сувенир маме, то девчонки стали меня расспрашивать, какой гонорар я получила. Я назвала – ну тоже мелочь, на два сувенира.

Перед самым отъездом домой кто-то сломал замок на моём чемодане и обыскал его. Девочки сказали, что это сделала руководитель делегации, тётка из райкома комсомола. Она ещё написала в КГБ, но там попался грамотей – не принял её заявление из-за кучи ошибок. А может, его мой гонорар насмешил.

К чему эти воспоминания? Сейчас, в наши дни, ездила от газеты в большой сибирский город. Много лет хотела его увидеть, побродить по улицам, получше рассмотреть. Увы, мне попалась срочная командировка всего на полдня, завтра лететь обратно. Ну что делать, быстро написала заметку и вышла из гостиницы смотреть город.

Вижу длинную дорогу – ведёт, наверное, в центр. И странное дело: ни одной вывески, надписи, указателя. Пришёл автобус, поехал по дороге – куда? Неизвестно. Местные знают, и ладно, вот логика таких хозяев. Решила пройти пару остановок пешком, поискать хоть какие-то ориентиры.

Через десять минут пути вижу вывеску почти от руки: «Хлеб». Ещё столько же иду – надпись «Продукты». Ну, слава тебе господи, а то уже взяли сомнения, живут ли здесь люди. Часа два бродила по городу, обошла весь центр – осталось впечатление глухомани. Этому большому городу как бы не нужны гости, экскурсанты, зеваки, просто гуляющие люди.

Чтобы купить поесть, надо знать, где магазин. Спросишь его адрес – тебе махнут рукой в центр: «Там!» При этом лица у прохожих добрые-добрые, буквально ни одного угрюмого! Улыбаются, но помочь некому и некогда: «Ой, автобус идёт!», «Простите, в детский сад надо!» «Ресторан ищете? Да у вас в гостинице внизу!» Знаю, вчера зря стояла в очереди и сегодня вряд ли дождусь.
Прошу у дежурной на этаже налить чашку кипятка.

– Ой, что ж вы раньше не сказали! Чайник остыл. Ладно, сейчас поставлю. Но сразу ухожу! Вы уж сами себе налейте.

Ушла. Выхожу через полчаса, чайник уже остыл. Ладно, налила полстакана чуть тёплого, выпила и – спать.

Утром встаю к самолёту. Дежурная просто сияет радостью:
– Ой, забыла про вас вчера, чайник не поставила! Вы что, сырую воду пили?

Понимаю, что эти мои полстакана «тёплого» были из-под крана.

Но до чего вокруг лица добрые, просто светятся изнутри! Не шучу. Говорю чистую правду.

Нинэль ЛОГИНОВА
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №01, декабрь 2014 года