СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ На что жалуетесь Христиане не должны бояться смерти
Христиане не должны бояться смерти
24.09.2015 17:05
Увы, меня это не утешает

Христиане не должны бояться смертиДорогая Галина Ивановна, пожалуйста, помогите мне разобраться в моих мыслях и чувствах. Так запуталась, что уже стала сомневаться, нормальный ли я человек или всё-таки у меня появилась фобия.

Проблема в том, что я всё время думаю о смерти. Нет, не о своей – как раз её не боюсь, но очень страшусь за близких. С раннего детства очень привязана к семье. Я долгожданный ребёнок – появилась на свет, когда родители уже были в достаточно зрелом возрасте. Стоит ли говорить, что они души во мне не чаяли! У нас всегда были и есть прекрасные отношения, мама с папой дали мне очень много тепла, заботы, любви.

Сейчас, будучи замужем, я постоянно с ними вижусь, общаюсь, мы обсуждаем каждую мелочь, советуемся. Просто не представляю своего существования без них! Как буду жить, если с ними случится страшное? Наверное, я до сих пор очень инфантильна, но можно ли с этим бороться?

Не так давно родила дочку. Ещё во время беременности стала много читать о всяких ужасах: выкидыши, родовые травмы и тому подобное. Знаю, что этим в силу мнительности грешат многие беременные. Роды, кстати, несмотря на всю мою негативную «подготовку», прошли легко и удачно, и я на время успокоилась.

Но теперь впала в другую крайность: постоянно читаю о том, как малыши умирают от рака и других страшных болезней, как попадают в автокатастрофы и о многих других несчастьях. В наших СМИ столько об этом пишут! И я не просто читаю текст, а прямо физически начинаю ощущать боль их родителей. Кажется, такое горе просто невозможно вынести, у меня сердце разрывается – ещё немного, и сойду с ума!

Понятно, что все родители беспокоятся за своих детишек, но не думаю, что они, подобно мне, нарочно выискивают в интернете негатив. Надо сказать, что при всём этом депрессии у меня нет. Днём навязчивые мысли почти не появляются, я занимаюсь ребёнком, выбираемся с мужем отдохнуть. А вот ночами накатывает тоска – страшно переживаю, вдруг с мужем случится какая-нибудь беда.

И даже поделиться не с кем, не скажу ведь близкому человеку: «Я сойду с ума, если тебя не станет!» Мне правда стыдно за моё поведение, отчасти ещё и потому, что считаю себя православным человеком, а христиане, как известно, не должны бояться смерти. Ведь мы верим в загробную жизнь и в то, что однажды встретимся с родными на Небесах. Увы, это меня нисколько не утешает.

Дорогая Галина Ивановна, я очень боюсь накликать беду. Как перестать читать всякие ужасы и думать о смерти? Можно ли с этим справиться самостоятельно, или нужна помощь психолога?

Из письма Жени

Комментарий психолога

Женя, дорогая! Для каждого из нас залогом успеха является готовность к работе над собой, переменам, выходу из зоны комфорта. Если прямо задать такой вопрос человеку, каждый ответит: да, конечно, я готов. Но не верь своим словам, а верь поступкам. Я вам напишу, что нужно делать, а вот последуете ли вы моим советам, большой вопрос.

Первое, Женя, о чём мы с вами поговорим – о страхе смерти. Хочу подчеркнуть – собственной смерти. Все наши страхи и фобии, Женя, растут из данного страха. В каких-то случаях это очевидно – например, у человека боязнь высоты, и понятно, что его пугает не высота как таковая, а боится он упасть и разбиться насмерть. При этом человек может уверять вас, что он вовсе не боится погибнуть, просто когда находится на высоте, его охватывает паника.

Страх смерти, как говорят психологи, мутирует, очень часто ему свойственно перевоплощение. Трудно признать, что твоё беспокойство за родных и близких, ужас перед их возможным уходом из жизни – это замаскированная боязнь собственной смерти. Но так уж мы устроены: страх за свою жизнь как бы переносим на дорогих нам людей – родителей, детей, мужа.

Так как, Женя, вы обратились ко мне, смею полагать, что моему мнению вы доверяете. И, значит, вам придётся мне поверить – именно такая мутация произошла и с вашим страхом смерти. Вы должны это осознать, иначе с проблемой не справиться.
Вам, Женя, необходимо поработать со страхом собственной смерти. Конечно, это лучше сделать в личных беседах с психологом. Для преодоления этой фобии существует очень действенный приём, но я не буду вам его предлагать, так как использовать его можно только под контролем специалиста.

Давайте прежде всего ответим на вопрос: в каком случае происходит замена страха собственной смерти боязнью ухода близких? Психологи полагают: тот, кто испытывает чрезмерное беспокойство за своих родных, пребывает с ними в слиянии, которое Фредерик Пёрлз назвал конфлюэнцией.

В нормальной конфлюэнции – любовном слиянии – находятся младенец с матерью, влюблённый с возлюбленной, взрослый человек с группой духовно близких ему людей. Так что слияние, как утверждает Пёрлз, не всегда патологично. Таковым оно становится, только когда стирание границ между собой и окружением становятся хроническими.

В наших российских детоцентричных семьях это встречается часто. Говоря о ребёнке, мать может сказать: «У нас болит животик». Более того, рассказывая о службе сына в армии, она говорит: «Мы сегодня принимали присягу». Пёрлз рассматривает конфлюэнцию как невротический защитный механизм, нарушающий целостность личности, – ведь в результате индивид отказывается от своего подлинного «я».

Что же предлагает гештальт-терапия для выхода из патологического слияния? Для вас, Женя, это в первую очередь изменение формы и содержания контактов с родителями. Общение с ними нужно ограничить по времени, оно должно сопровождаться длительными перерывами. Учитесь жить своей жизнью и своим умом.

Содержание контактов необходимо изменить. Не вас должны поддерживать и утешать родители, а вы должны стать опорой и советчицей для них. Необходимо выстроить границы своего «я»: вот это «я», а вот – это мой ребёнок со своей жизнью и границами, вот «я» – а вот мой муж со своими границами, имеющий право на свои мысли, эмоции, привычки. Такое же право имею и я.

Почему любовное слияние препятствует развитию человека, почему он остаётся инфантильным? Да потому, Женечка, что в этом слиянии люди должны постоянно оправдывать ожидания друг друга, иначе может возникнуть диссонанс, который тяжело переживается. Именно для таких людей Пёрлз написал свою молитву: «Я иду моим путём, а ты идёшь своим. Я пришёл в этот мир не за тем, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, а ты – не за тем, чтобы соответствовать моим. Ты – это ты, а я – это я. И если мы случайно встретимся – это прекрасно! А если нет, то этому нельзя помочь».

С проблемой патологического слияния, Женечка, человек может справиться и сам, было бы желание. Но оно редко возникает у таких людей, потому что нужно выйти из зоны комфорта. Однако если вы решитесь на «выход», следует помнить, что двигаться в этом направлении нужно не рывками, а мелкими шажками.

Теперь перейдём к третьей вашей беде, которую вы воспринимаете как мучение. Вы выискиваете в интернете информацию, она вызывает у вас сильные эмоции, не даёт спать, отнимает покой. Согласитесь, Женя, ведь это противоречит здравому смыслу – специально искать то, что вас мучит. А потом ночью, перед сном, на основе этой информации рисовать апокалиптические картинки.

Но если человек что-то делает, значит, у него в этом есть потребность. Если кто-то вам наступил на ногу и вы испытываете боль, то ведь вы постараетесь свою ногу убрать и больше такого не допустить, не так ли?

Почему же вы нуждаетесь в страданиях, Женя? Страх – это сильная эмоция. В вашей жизни явно не хватает сильных эмоций. У вас прекрасные отношения с родителями. Наверное, неплохие – с мужем, ребёнком. Скорее всего, вы не работаете. А психика требует впечатлений. Не зря самые яркие сны снятся при дефиците дневных впечатлений, это экспериментально подтверждено. Может быть, вам, как и любому человеку, хочется страстей.

Как же избавиться от довольно распространённого способа оживить свои дни, получая удовольствие от мучений? Первое и самое простое – устроиться на работу, занять себя делом. Второе – снять оковы со своей страстной натуры и начать жить собственной жизнью, вырвавшись из патологического слияния.

И, наконец, о вашей тревоге «боюсь накликать беду, думая о плохом». Я уже много раз об этом писала. Мне почти 70 лет, и я таких случаев не знаю. Как правило, с человеком беда случается внезапно: автомобильные аварии, инсульты, инфаркты, онкология. Никто не думал, не предполагал, не ожидал, и вдруг…

В это «вдруг» чаще всего попадают люди, которые думают только о хорошем. Как раз-таки у мнительных ипохондриков все их несчастья так и остаются в фантазиях, а на деле они здоровее и благополучнее резвых оптимистов. Даже провидцы, люди, обладающее несомненными экстраординарными способностями, не могут накликать беду, а способны только предвидеть. Наверное, на свете есть – к счастью я, их не встречала – и люди с сильными экстрасенсорными способностями, которые могут навести порчу, но вы явно к таким не относитесь.

Успокойтесь, Женя, вы обычная девочка, которой в жизни не хватает сильных эмоций. Определите границы своего «я», выйдите из любовного слияния, осознайте свои потребности. Вы сможете это сделать, если, конечно, захотите. С пожеланием успеха,

Галина БЕЛОЗУБ

Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №37, сентябрь 2015 года