Неубиваемая Пальмира
26.05.2016 13:27
Неубиваемая ПальмираЕё появление на карте мира, история, судьба – всё связано с тайнами. Их тысячелетиями хранили пески пустыни, людское забвение, а может быть, и боги, чьи храмы украшали город до самого последнего времени. Пальмиру можно назвать городом-призраком, который множество раз исчезал и снова удивительным образом возникал в пустыне. Переживал разрушения, был стёрт с лица земли, но восставал из пепла. Год назад боевики попытались уничтожить Пальмиру, но уже спустя несколько месяцев она снова появилась на экранах телевизоров в сводках новостей. 5 мая на сцене древнего пальмирского театра играл российский симфонический оркестр под управлением Валерия Гергиева. Бессмертный город, бессмертная музыка, удивительная сила воли и вера в победу добра над злом – только такими словами можно рассказать о том, что случилось с Пальмирой меньше месяца назад.

Город царя Соломона

Первые письменные сведения о Пальмире относятся к самому началу II тысячелетия до нашей эры. В шумерских архивах она упоминается под названием Тадмор, что значит «непокорный город», – это первое название Пальмиры. По некоторым данным, она была основана почти четыре тысячи лет назад хурритским царём.

В те далёкие времена через Сирийскую пустыню проходило множество караванных путей. На их пересечении хурритский царь обнаружил подземный источник с тёплой водой. Этот ключ и дал жизнь оазису. В тени пальм царь устроил привал и впоследствии решил основать город, который много веков гостеприимно встречал самых разных путников. Но хурритская Пальмира просуществовала недолго, уже в конце II тысячелетия до нашей эры её разрушили ассирийцы.

Тадмор (Фадмор) упоминается в Библии. В Ветхом Завете сказано, что его построил Соломон. Тогда город стал самым восточным населённым пунктом во владениях еврейского царя. Память об этом событии сохранилась до Новейшего времени. Русский путешественник XIX века Артемий Рафалович писал в своих путевых заметках о Сирии и Палестине: «Бедуины с гордостью и почтением рассказывают, что среди их песчаных степей стоят остатки великого Тадмора, воздвигнутого мудрым Соломоном, которого они признают за своего древнего царя».

В соломоновы времена Пальмира из перевалочного пункта превратилась в бойкий интернациональный, многоконфессиональный и очень гармоничный город: город таможен, постоялых дворов, харчевен, город странников, торговцев, разносчиков, коновалов, бродяг, воинов, жрецов самых разных религий, лекарей, беглых невольников, мастеров всех профессий. Каждый находил здесь приют и занятие по силам. В Пальмире продавали рабов и рабынь из Египта и Малой Азии, шерсть, крашенную пурпуром, вино, соль, сбрую, обувь. Из Китая сюда доставляли ткани, из Аравии и Индии – пряности и благовония.

В начале новой эры в Тадморе стали активно селиться и греки, они-то и назвали оазис Пальмирой, то есть «городом пальм». И именно в первом веке нашей эры были созданы самые величественные архитектурные сооружения, чудесным образом сохранившиеся до наших дней.

Несмотря на то что в те времена многие народы пытались завладеть городом и в нём чуть ли не ежегодно менялась власть, он быстро восстанавливался после войн. Например, в 41 году римляне во время схваток с парфянами осаждали Пальмиру, но безуспешно. Правда, при императоре Траяне в конце I века нашей эры она всё-таки была разрушена римскими войсками. Но уже спустя пару лет наследник Траяна Адриан восстановил город, а заодно и переименовал его в честь себя в Адрианополь.

Ещё спустя несколько десятилетий Септимий Север подарил городу статус римской колонии. Её первым сенатором стал местный житель Септимий Оденат, ему удалось присоединить к Пальмире несколько сирийских провинций, Палестину, Египет и большую часть Южной Армении.

Так появилось Пальмирское царство, существовавшее в 260–273 годах. Эти 13 лет можно назвать эпохой расцвета Пальмиры. Оденат, а затем его жена Зенобия были, несомненно, самыми отважными и горячими патриотами своего города.

Под командованием женщины

Взойдя на престол после гибели мужа, царица Зенобия ловко подчинила себе практически всю Сирию, тем самым значительно расширив границы своего царства. А самое главное – она объявила о независимости Пальмиры от Рима, что было неслыханной по тем временам наглостью.

При ней город достиг апогея своего благосостояния и могущества. Эта мудрая женщина пригласила многих прославленных философов, мыслителей, учёных, которые помогали ей управлять городом. Образ Зенобии сохранился на древних пальмирских монетах и в воспоминаниях летописцев. «Матовая, смуглая кожа и чёрные поразительной красоты глаза, взгляд живой с божественным блеском. Она одевалась в роскошные наряды, умела носить военные доспехи и оружие», – писал о ней современник.

Зенобия была настолько бесстрашна, что, отстаивая независимость своего царства, объявила войну могущественному Риму. Узнав о её военных планах, высокомерные римляне поначалу смеялись: войска Пальмиры не пойдут в бой под командованием женщины! Но пальмирцы верили Зенобии, и под её руководством их армия быстро достигла проливов Босфор и Дарданеллы. Лишь тогда встревоженный император Аврелиан выступил со всей своей армией против войска женщины.

Зенобия сражалась наравне с простыми солдатами, благодаря её мужеству пальмирская армия смогла какое-то время противостоять значительно превосходившим по мощи и численности римлянам. Но силы были неравны. Римская конница атаковала, непокорную Зенобию захватили в плен. Во время триумфального шествия Аврелиана бывшую царицу провели через Рим в золотых цепях. Впоследствии она как пленница императора жила в поместье под Римом. Пальмиру же разграбили легионеры, а земли царства Зенобии были присоединены к империи.

Казалось, это конец. Однако спустя столетие римские императоры Диоклетиан, затем Юстиниан, зная о том, как прекрасна была Пальмира, пытались воссоздать разрушенный город, вернуть ему величие и мощь. Но упадок Рима отразился и на состоянии его провинции: пару столетий Пальмира представляла собой рядовой пограничный пункт.

В VII веке её завоевали арабы. Роскошные античные постройки, колоннады и храмы они переделали под конюшни, бараки, построили крепость. А в 1089 году сильное землетрясение стёрло Пальмиру с лица земли, оставив на окраине оазиса лишь руины.

В XII веке раввин из Испании по имени Вениамин, странствуя по пустыням Сирии, дошёл до Пальмиры и написал о ней так: «Видел лишь арабскую деревушку, расположившуюся на огромном дворе храма бога Баала». Несколько столетий Пальмира была засыпана песками и забыта людьми.

Русский проект

Заново её открыли лишь в 1678 году английские купцы, проходившие мимо со своими торговыми караванами. А через 70 лет до Пальмиры в сопровождении османских проводников добрались английские путешественники Роберт Вуд и Джеймс Доукинс. Они составили первое описание развалин города, провели обмеры и сделали зарисовки, которые впоследствии произвели большое впечатление на современников.

Именно тогда, в XVII–XVIII веках, Пальмира стала для всего просвещённого мира символом несгибаемости, вечного возрождения. В её честь было названо несколько городов в США. А в России Северной Пальмирой стали поэтически называть Санкт-Петербург. Русские узнали об этом городе в 1755 году, когда в петербургском журнале «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» появился пересказ книги Вуда и Доукинса.

У наших соотечественников она тогда ассоциировалось с «греческим проектом» императрицы Екатерины II, с её идеей расширить границы России не только в европейском направлении, но и в азиатском. Глядя на Восток, мечтая об империи на Балканах, Екатерина даже назвала своих внуков: одного – Александром, в честь Александра Македонского, открывшего путь в Азию, другого – Константином, как византийского императора. А саму себя Екатерина любила сравнивать с великой и гордой пальмирской царицей Зенобией.

Но, несмотря на мировую славу, вплоть до Первой мировой войны Пальмиру не столько восстанавливали, сколько разграбляли. Однако с распадом Османской империи, когда территория Сирии перешла под французский мандат, новые власти страны приняли решение тщательно изучать и реставрировать город.

Под властью зла

Пальмира – это растянувшиеся на три километра древнейшие монументальные строения. Всего несколько лет назад каждый турист мог ощутить здесь дыхание времени, перенестись в эпоху царицы Зенобии, когда Пальмира хорошела, крепла, росла вширь и ввысь. Хорошо отреставрированные здания, можно сказать, имели свой изначальный вид. Но после начала гражданской войны в Сирии и прихода игиловцев* «невеста пустыни» сильно изменилась.

Первой в июне 2015-го фанатики снесли знаменитую статую «Лев Аллат». Это была огромная фигура льва из известняка высотой 3,5 метра и весом 15 тонн, которая два тысячелетия назад украшала храм древнеарабской богини Аллат. По легенде, именно лев считался супругом миролюбивой богини, запрещавшей любое кровопролитие. Разрушив льва, боевики взорвали созданный в 131 году огромный храм ханаанского божества Баалшамина.

Всё, что можно было вывезти из Пальмиры до прихода варваров, учёные вывезли. Но разве перенесёшь храмы, гробницы, статуи, колонны?

Эвакуируя сокровища, ещё в 2012 году из города-музея уехали почти все его служащие: археологи, историки, экскурсоводы. Однако, как капитан на тонущем корабле, в захваченном городе остался его главный хранитель, известный сирийский археолог, 82-летний Халед аль-Асаад. Несмотря на смертельную опасность, он не покинул древние стены – и стал следующей жертвой боевиков. Фанатики схватили старика и после месяца жестоких пыток, обвинив в «изучении языческих «идолов» и «научном сотрудничестве с неверными», публично отрубили ему голову. Тело историка мародёры бросили на главной площади Пальмиры.

Следующей жертвой исламистов стало самое древнее сооружение города – созданный в 32 году храм Баала, местного верховного бога. Во времена царицы Зенобии именно он являлся главной святыней города. Вместе с храмом 30 августа 2015-го боевики разрушили три погребальные башни в Долине гробниц и знаменитую Триумфальную арку – символ Пальмиры и всей античной Сирии. двадцатиметровое сооружение было построено во II веке. Именно через эту арку в город попадали странники, путешественники, купцы: она возвышалась над главной торговой улицей.

Боевики показательно взрывали бесценные пальмирские древности. Но, несмотря на свою ненависть и жестокость, многие архитектурные сооружения города они не тронули. Будто магия времени сохранила от разрушений развалины римских терм, часть водопровода, главную улицу, тянущуюся от арки на 1,1 километра. Она разделена на три продольные части: две узкие боковые – для пешеходов и широкую среднюю – для проезда конных экипажей и всадников. Роль разделительных полос выполняют четыре ряда семнадцатиметровых колонн, Великая колоннада. Полторы тысячи колонн, в каждом ряду по 375!

От арки центральная улица вела к караван-сараю и торговой площади, на которой находилась трибуна. С неё ораторы сообщали о последних событиях и зачитывали указы. Здесь же представители сената провозглашали народу свои решения. В позапрошлом веке наш соотечественник профессор Абамелек-Лазарев на этой трибуне обнаружил «Пальмирский таможенный тариф» – каменную плиту длиной 5 метров с текстом законов Сената о тарифах и налогах. Благодаря российскому исследователю эта плита-стела сейчас хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Чуть в стороне от больших колоннад находится театр. Два тысячелетия назад на его сцене ставили комедии и трагедии, здесь проходили гладиаторские бои, выступали ораторы, философы, политики. После землетрясения в XI веке театр был полностью завален песком. Откопали его совсем недавно, в 1952 году. Удивительно, но и театр боевики не тронули, словно он исчез из их поля зрения. Словно какая-то магическая сила скрыла его от них!

«С молитвой о Пальмире»

Именно этот театр, переживший нашествие варваров XXI века, стал сегодня новым символом несгибаемости города. С его сцены спустя два тысячелетия снова зазвучала музыка. Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнил произведения Баха, Прокофьева и Щедрина. Концерт назывался «С молитвой о Пальмире». Он был приурочен ко Дню Победы и посвящён памяти казнённого боевиками ИГИЛ смотрителя Халеда аль-Асаада и российского офицера Александра Прохоренко, погибшего при освобождении Пальмиры от террористов.

Но, прежде чем это случилось, в начале марта 2016 года сирийская армия при поддержке Воздушно-космических сил России и российского спецназа освободила древний город от боевиков-исламистов. С пальмирского замка сирийские военные сорвали чёрный флаг ИГИЛ и демонстративно сожгли его. В конце апреля закончилось разминирование Пальмиры, в котором также участвовали наши сапёры.
По словам учёных, большинство древних сооружений находится в хорошем состоянии. Уже разработан план восстановления города, рассчитанный на пять лет. Скорее всего, будут заново построены уничтоженные террористами храмы Баала и Баалшамина: по словам экспертов, международные нормы позволяют прибегнуть к такой мере только в исключительных случаях.

Пальмира была построена как гостеприимный город – город добра, единства, мира, добрососедства самых разных религий и народов, город, в котором находили приют арабы, парфяне, вавилоняне, сирийцы, греки, римляне, другие народы. Город, в котором на одной улице мирно соседствовали храмы Иштар, Зевса, Азиза, Набо, Арса, Аллат. В этом были чудо и загадка Пальмиры. И казалось, вместе с древними стенами исламисты жаждали уничтожить историю мирного сосуществования и взаимопонимания разных народов.

Но мы стали свидетелями нового чуда: несмотря на все попытки разрушить город, он выстоял, и после освобождения от варваров в нём впервые за два тысячелетия звучала музыка. Вечная музыка в вечном городе.

*ИГИЛ запрещён в России.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №20, май 2016 года