О нет! |
08.06.2016 17:11 |
Если вы спросите меня, что я больше всего в этой жизни ненавижу (хотя, конечно, ненависть – нехорошее чувство), то я вам отвечу: американские фильмы и мультики. Ненавижу, и всё. И ничего не могу с собой поделать. Нет, я отвечу не так. Американские мультики и фильмы бывают разные. Есть и шедевры, никто не спорит. Их, правда, немного, а вот хлама – моря. Но дело даже не в самих фильмах. Больше всего на свете я ненавижу тот русский язык, которым они озвучены. Многоэтажный мат из уст ангелоподобной школьницы – это ужасно. Картонно-бетонная речь чиновников – это кошмар. Уголовно-кобелиный сентиментализм русского шансона – это беда. Но переводы иностранных фильмов – это и беда, и кошмар, и ужас в одном флаконе. Причём чем дальше, тем хуже. Тот дядя (помните?), который лет двадцать назад говорил за кадром голосом простуженного робота, – гений по сравнению с нынешними закадровыми андроидами. Но это всё – лирическое вступление. Так сказать, заплачка. Извините, накипело. У меня есть очень хорошая коллега и знакомая – Маша Зимняя, а у Маши, Марии Васильевны, есть сын Денис. Муж Федя покинул Машу, когда Денису было три года. Типичный демографический гастролёр: Маша у него была четвёртой, покинутой вместе с ребёнком. Сейчас Денису двадцать. И все эти семнадцать лет Маша воспитывает Дениса в гордом одиночестве. Впрочем, трудно сказать, кто кого покинул: Федя Машу или наоборот. В целом Федя, кроме как награждать женщин детьми, ни на что не был способен. Федя знал три состояния: есть (чаще – глядя в телик), спать и смотреть телик (обычно за едой). Ещё: играть в тетрис в сортире. Потому что там нет телика и холодильника. Денис – парень в целом хороший, живой, весёлый, но полный лоботряс, весь в папу. Мать его так и зовёт: Лоботряс Фёдорович. Кстати, таких как Денис сейчас очень много. Я бы сказал – угрожающе много. У Дениса большое круглое розовое лицо. Волосы русые, мягкие. Причёска полностью зависит от воздействия на неё окружающей среды. Укладка постоянно меняет своё название. Например: «Я спал на левом боку», «У меня чесался затылок», «Сквозняк был справа» и так далее. После школы Денису сделали отмазку от армии в виде, кажется, атопического дерматита. Поступили его в институт (не без моего участия, каюсь). Разумеется, на менеджера. Там будущий менеджер проболтался семестр и ушёл. Надоело. К тому же получил двойку по английскому. Пытался работать в колл-центре какого-то банка – скучно. Походил в фитнес – достало. И вот он уже два года сидит дома. И смотрит фильмы и мультики. Ясно, что преимущественно американские. И это ему не надоедает. И разговаривает он на соответствующем языке. Когда я прихожу к Маше и Денису в гости, у нас с Денисом всегда получаются очень характерные разговоры. Последний, состоявшийся пару месяцев назад, был таким. Маша ушла в магазин, а мы с Денисом сидели на кухне и пили чай. На этот раз у него была прическа «Моя голова чесалась вся и долго». – Анкл Бобби, – говорит Денис. Он упорно зовёт меня анклом Бобби. – А помнишь, как в «Дерьмовом приключении – 2» толстяка Фрэда стошнило джаст прямо на шляпу сэра Молли. Май гад! Это было чертовски неплохо, не так ли?.. Клянусь печёнкой дьявола, это было сыграно не хуже, чем у самого неповторимого Джима Керри. – О господи!.. Дениска, а по-русски, дядей Вовой, меня нельзя называть? – морщусь я. – И потом, ты ведь знаешь: я не смотрю никакие «Дерьмовые приключения»… И никакого Джима Керри я не знаю. (Здесь я слегка слукавил. Старший сын в своё время заставил меня просмотреть от начала до конца фильм «Маска». Честное слово, на протяжении всего фильма мне было чисто по-человечески неловко за этого самого Джима Керри.) Дениска изображает крайнюю степень удивления, точно копируя удивление по-американски: голова чуть набок и покачивается, брови сдвинуты, рот приоткрыт. Потом из приоткрытого рта доносится глубоким проникновенным шёпотом: – Уау! Затем: два указательных пальца направлены в мою сторону, большие пальцы вверх: – Ты (пауза) не знаешь (пауза) Джима (пауза) Керри?! Я джаст не ослышался? Дениска щёлкает пальцами вокруг моего лица, как бы приводя меня в чувство. – Нет, – говорю я, – не знаю. Что же мне, извини за грубость, весь этот кинопонос так и смотреть? Кстати, руки вымой. Небось чипсы с запахом бекона ел? Денис со стандартным голливудским ироничным удивлением смотрит на меня. – Ты не отдаёшь себе отчёта в своих словах, анкл Бобби. При чём здесь бекон? Тем более что чипсы были со вкусом сёмги. Это чудовищно! Джим Керри – это классика. Ты не знаешь Джима Керри? Это проблема. Ты должен разобраться в этой ситуации… О’кей? – следует знак «о’кей» обеими руками. – Ты бы, Дениска, лучше книжку какую-нибудь почитал… «Собачье сердце» там или… – Моё имя Дэн. О’кей? Все в этом городе зовут меня Дэн. Было бы неплохо, дружище, если бы ты звал меня так же. Это будет джаст неглупо с твоей стороны. Я был бы тебе очень благодарен, старик, если бы ты оказал мне эту услугу. – Охламон ты, а не Дэн. Ты учиться-то когда начнёшь, а? – О нет! – восклицает Дениска, заученно растопырив согнутые пальцы, как будто обнимая невидимый шар перед собой и покачивая им. – Только не это! Если бы ты не был анклом Бобби, я бы сказал: заткнись, детка! Я уже знаю эту ситуацию. Такой эпизод был в «Родителях из преисподней – 3». Ты… – Нет, не смотрел. – Это проблема. Ты должен обязательно посмотреть «Родители из преисподней – 3». Там родители-вампиры – о’кей? – уговаривают детей-вампиров пить кровь людей, а дети-вампиры – о’кей? – не хотят её пить. Это их выбор. – Почему? – Потому что они хотят… как это?.. Джаст э момэнт… Дениска, подбирая слова, задумывается и долго, чисто по-американски, делает круговые движения указательными пальцами около висков. Наконец он вспоминает и, ткнув в меня указательными пальцами, говорит: – Йе!.. Клянусь последним чипсом в моей жизни, я вспомнил! – Ну и что ты вспомнил, макака ты голливудская? – Дети-вампиры сделали свой выбор. Йе… Они не хотят пить кровь людей. Они сменили свой майнд. Они хотят заниматься с ними дружбой. – О господи! – Это их выбор. Там есть такой момент. Отец-вампир Джек предлагает сыну-вампиру Чаку почитать «Великую вампирскую книгу», чтобы поступить в школу вампиров. Но Чак говорит «нет». Он говорит: о’кей, я сделал свой выбор, решил эту проблему и нашёл выход из ситуации. Я буду заниматься дружбой с людьми. О’кей! И тогда другие дети-вампиры сказали Чаку: отличная идея, Чак! Ты настоящий герой, Чак! Ты справился с этим! Это было непросто. Мы гордимся тобой, Чак!.. А потом они устроили вечеринку. Жарили сосиски, дули на торт и всё такое. Это сильный момент, анкл Бобби, не так ли? Этот момент у них получился не хуже, чем у самого́ Роберта Паттинсона, клянусь задницей Джулии Робертс… – Слушай, Дениска, честное слово, я не смотрел это «Дерьмо из преисподней» и не буду, я не видел ни одной задницы из этого зоопарка и я не знаю ни этого Паттинсона Робертса, ни Роберта Джулио. Они у меня все на одно лицо, вернее, на одну задницу. (Насчёт задниц я душой уж точно не покривил.) – Это проблема… – Сомневаюсь… По мне весь этот звёздный обезьянник одного, к примеру, незвёздного Евгения Евстигнеева или, скажем, Вячеслава Тихонова не стоит. Не говоря уже о Фаине Георгиевне Раневской. – Кто эти люди, анкл Бобби? Я начинаю тихонько звереть и неожиданно для самого себя говорю: – Это проблема, Дэн, о’кей? – О’кей, анкл Бобби… – растерянно отвечает Денис. – Может быть, ты ещё не знаешь и Рину Зелёную? Клянусь полосатой жилеткой Глеба Жеглова, это чудовищно, Дэн! – Кто это – Рина Грин? Я не знаю эту леди. – О нет!.. Нонна Мордюкова? – я выставил по-англосаксонски в качестве начала отсчёта большой палец. – Нет. – Анатолий Папанов? – большой плюс указательный. – Нет. – Уау! – визгливо кричу я и направляю на Дениску два указательных пальца (большие оттопырены вверх). – Ты (пауза) не знаешь (пауза) Анатолия (пауза) Папанова?! Это проблема! Я смотрю на Дениску с чисто голливудским ироническим удивлением. – Мне очень стыдно, анкл Бобби, – говорит неожиданно смущённый Денис, – но я не знаю этого славного парня. Уверен: он крутой гай. Но я не знаю этого джентльмена. Сорри, анкл Бобби. Где он снимался? В «Дьявольских трусах – 7»? Или, может быть, «Мумия хочет секса – 12»? С кем снимался этот гай? С Джонни Деппом? Или джаст с Брэдом Питтом? Я по-голливудски мудро-безнадёжно качаю головой. – О нет! Только не это… У тебя серьёзные проблемы, мой мальчик. Сделай необходимые выводы, детка. Клянусь носом Фрунзика Мкртчяна. Какой Питт с его бредом? Тысяча чертей! – я делаю американские круговые движения пальцами у висков – такие движения помогают этой нации хоть как-то думать. Потом долго покачиваю перед собой воображаемый шар, наконец щёлкаю пальцами вокруг Денискиного лица. – О’кей, гай. Я принял решение. Это мой выбор. И мы – одна команда. Не так ли, детка?.. Сначала ты должен посмотреть «Место встречи изменить нельзя». – С Ричардом Гиром? – Факин шит! Уот даз ит мин – «гир»? С самим Арменом Джигарханяном. Потом ты должен посмотреть «Москва слезам не верит». – С Пенелопой Крус? – Шитин фак! Какая ещё Пенелопа? С самим Алексеем Баталовым. Клянусь банным веником Жени Лукашина. Затем – «Мимино». – С Дженнифер Лопес? – Фак ё шит! Лопес-Пенелопес… Какое джаст убожество… Наоборот – с самим Вахтангом Кикабидзе. Уау! И, наконец, «Ёжика в тумане». – Это блокбастер, анкл Бобби? – Шит ё фак! Моё имя Вова. О’кей? Все в этом городе и за его пределами зовут меня Вова. Я был бы тебе очень признателен, дружище, если бы ты называл меня дядей Вовой. Как Скрипач зовёт Станислава Любшина в «Кин-дза-дза!». Ты смотрел? Нет? Это проблема. И вообще: о’кей, ты упал не в ту реку, ёжик Дэн. И она не вынесет тебя… Клянусь миелофоном. У тебя проблема, Дэн, и ты должен её решить. Ку? Или не ку? Дениска конкретно обалдел. Он во все глаза смотрел на меня. Рот у него был приоткрыт. Но по-нашему, а не по-американски. Дениска по-рязански шмыгнул носом, по-вятски почесал в затылке и совершенно по-человечески сказал: – А что такое это «ку», а, дядя Вова? Уже два месяца Дениска скачивает себе советские фильмы и мультики. Маша говорит, после «Приключений Электроника» стал даже что-то читать. Пару раз мы говорили с Дениской по телефону. И – клянусь единственными носками Василия Ивановича Чапаева – это был нормальный разговор. Уау! Я сделал это! Это было непросто! Мы джаст понимаем друг друга! А ведь счастье – это когда тебя понимают. Не так ли? Я настоящий герой, о’кей? Ёшкин шит! Кстати, посмотрел тут несколько фильмов с Брэдом Питтом, Ричардом Гиром и Томом Крузом. Неплохие актёры. Вполне тянут на выпускников-хорошистов наших театральных вузов, которых потом раскрутили до планетарных масштабов. Но до Анатолия Папанова им, сорри, далеко. Клянусь. Чтоб мне жить на одну зарплату. И ещё один сюжет. В продолжение темы. В детстве мне очень нравился фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Особенно почему-то про уголовника Федю. И особенно тот эпизод, когда Федя жрёт. Помните, там, когда ему выдают обед в виде шашлыка, он возмущённо спрашивает: «А компот?!» Как филолог и специалист по интонации могу ответственно заявить, что этот самый «а компот?!» произносится нисходяще-восходящим тоном: «а» – тон вверх, «ком» – тон вниз, «пот» – опять тон вверх. Такая получается словно бы ямка. Называется по-научному «интонационная конструкция номер четыре». В детстве я о четвёртой интонационной конструкции, конечно, ничего не знал. Но «а компот?!» полюбил всем сердцем и постоянно его вставлял в свою речь. И заражал им всех окружающих. Сейчас – короткий, так сказать, физиологический очерк, а потом я вернусь к компоту. Извините за излишний натурализм, но что было, то было. Из песни слова не выкинешь. В пионерском лагере «Дружба», в котором я провёл июньскую смену 1975 года, было очень хорошо. Правда, там не было туалета. Вернее, было специальное отгороженное место. Где-то метров пять на пять. Просто квадратная стальная коробка под открытым небом с двумя входами. Пионерия называла его квадрасрак. Или, если помягче, квадракак. Заходишь в квадрасрак: травка, бумажки, кучки. Зашёл, грациозно, как фламинго, переступая через кучки. Нашёл свободное место, отметился в угрожающей позе борца сумо и – включив фламинго, назад. Главное – всё надо сделать быстро. В первый день смены я пошёл в квадракак. Заглянул – никого. На цыпочках пролавировал между бумажками и кучками, сел. И тут вдруг заглядывает весёлая голубоглазая рожица с белыми косичками. – Личинка, личинка, выходи! Смех. Другая кареглазая мордочка с вороным хвостиком: – Напрягаемся, взлетаем! Снова смех. Я, наспех подтянув штанишки, убегаю прямо по кучкам из другого входа. Вслед раздаётся: – Орлята учатся летать! – и опять смех. Сочный такой, заливистый. Господи, какой позор! Потом, в университете, нам профессора долго объясняли, что такое экзистенциализм. Ну там, Сёрен Кьеркегор, «Страх и трепет», экзистенция, пограничное состояние между жизнью и смертью, Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, «Бытие и нечто» и прочее. Так вот для меня настоящий экзистенциализм – это когда тебя, бесштанного, в квадрасраке дразнят девчонки. А Жан-Поль Сартр – это так… Его бы самого, этого умника Жан-Поля, в советский пионерский квадрасрак… И чтоб его оттуда, голозадого, Симона де Бовуар с Эльзой Триоле шуганули. Виноват, не сдержался. Продолжаю. В тот день я решил всю смену терпеть. Мужественно, как Мальчиш-Кибальчиш. По-маленькому, извините за подробности, как-нибудь всегда можно пристроиться. А вот по-серьёзному без квадракака никак, извините за непроизвольную звукопись. Территория огорожена, всё на виду. Протерпел я сутки. Чувствую: помираю. Живот болит, аппетита никакого, даже голова кружится. А к этому времени у нас образовалась компания из трёх парней. Лёха Фукин, Борян Комолко и я. Ходим все трое какие-то грустные. Я-то понятно, почему. А они? И вот, сломив свою гордость, я говорю Боряну и Лёхе: – Ребзя, только не смейтесь надо мной… Айда в квадрасрак, а? Я не могу больше. Сейчас прорвёт. Давайте: один чухает, двое на стрёме. А потом меняемся. Лады? Смотрю, ребята просветлели. У них, как потом выяснилось, была та же проблема. И они тоже дали клятву Кибальчиша. Пошли мы, разговелись. Вернее, проговелись. Повеселели. Так мы всю смену строем и ходили по-серьёзному. Удивительные всё-таки были времена. В общем, жизнь наладилась. Появился аппетит. А что самое лучшее в пионерлагерной столовке? Конечно, компот! И я научил Лёху и Боряна своей коронной реплике. А потом этот «а компот?!» освоил весь наш отряд. И не только «а компот?!». Главное – надо было произнести всё с предельной экспрессией. К середине смены у нас выработался целый ритуал. Горнист играет: «Бери ложку, бери хлеб и садися за обед». Наш отряд заходит строем в столовку. Длинный стол. На нём расставлены, скажем, борщ, гречка с котлетой, морковный салат и компот. Чёрный хлеб кучей – для всех. Садимся. Вожатые Лёня и Таня знают про наш ритуал и ему не препятствуют. У нас отличные вожатые. Галька Пеструхина (это та, с косичками: мы уже подружились) истошно, басом, с нисходяще-восходящим надрывом: – А хлеб?! Все набрасываются на хлеб. Хватают: кто два, кто три куска. Борян Комолко – все пять. Он вообще ещё тот ужора. Но хлеб – не проблема, его ещё, если надо, нарежут. Не в хлебе дело. Фарид Бабаев по кличке Фара, самый сильный у нас в отряде, бархатным баритоном: – А борщ?! Он произносит «бёржч». Застучали ложками. Буквально через двадцать секунд: Кира Лацис (вороной хвостик) сиреной скорой помощи: – А котлета?! У неё глотка как у Лепса (это я уже потом, через сорок лет сравнил). Это значит, что надо быстро-быстро есть котлету, гречку, салат. Массовое пыхтение, чавканье, шмыганье, стоны. Слышны аквалангические звуки заглатывания. Через минуту Лёха Фукин козловским тенором: – А добавка?! Все срываются с мест и бегут к поварам. Добавка – это значит в первую очередь, конечно, котлета. Хотя Борян, например, берёт ещё по разу всё, включая «бёржч». Мы хорошо знаем, что ещё по котлете достанется всем. Но кому-то достанется и по третьей. В этом вся интрига. Через две минуты Борян Комолко деловито встаёт, подходит к поварам, берёт третью котлету и только после этого орёт: – А ещё добавка?! Все знают, что Борян – ужора и без третьей котлеты он затоскует. Все у нас уважают Боряна, все у нас добрые и нежадные. После «а ещё добавка?!» где-то половина отряда бежит за третьей котлетой. Кому-то достаётся, кому-то – нет. Но это неважно. В общем-то, все наелись. Все ждут, пока обладатели третьей котлеты уже не так жадно её доедят. Потом встаю я. Это моё почётное право как автора идеи. Я встаю. В правой руке у меня вилка, в левой – ложка. Я поднимаю их, как дирижёр палочки. Пауза. Мёртвая тишина. Момент истины. Остановись, мгновенье, ты прекрасно. Есть только миг между прошлым и будущим. И… я взмахиваю руками, и весь отряд диким, истошным, оглушительным иерихонским хором: – А компот?! Зычное всасывающее бульканье. Измождённые стоны. Страстные вскрикивания. Потому что ритуал предполагает, что все пьют компот максимально громко и показывают всем своим видом, своими мыслимыми и немыслимыми звукопусканиями, что компот – это КОМПОТ. Я снова встаю. В благоговейной тишине повторяется моя дирижёрская миссия. Взмах. Адский хор: – А ещё компот?! Все бегут за добавкой. Наши повара – молодцы. Они умеют рассчитать так, чтобы всем досталась добавка. Где-то по полстакана. И каждому с ягодкой-черносливкой. Пьём. Строимся. Идём на тихий час. То же самое на завтраках и полдниках: «а сметана?!», «а чай?!», «а каша?!», «а пюре?!», «а сосиска?!», «а масло?!». Через двадцать лет Лёха Фукин эмигрировал в Австралию. А с Боряном Комолко мы дружим до сих пор. Настолько нас сплотили квадрасрак с «а компотом». Людей ведь сплачивают вещи более чем странные. Борян – акушер. Классный акушер. Он рано женился, дочка у него родилась, когда ему было двадцать, и сейчас он уже дедушка. Недавно я был у Боряна в гостях. Его внучка Сонечка четырёх лет – очень общительная особа, и она всё время говорит «о нет!». С той же нисходяще-восходящей интонацией, что и в «а компот?!». – Дядя Вова, ты любишь Шрека? – А кто это? – О нет! Ты не знаешь Шрека?! – Нет. – О нет! Это невозможно! Только не это!.. Может, ты и «Корпорацию монстров» не смотрел? – Не смотрел. – О нет! Сонечка насмотрелась американских мультфильмов, где английское «oh no!» наши переводчики, не очень утруждая себя, как когда-то советские строители сортиров в пионерлагерях, не утруждая себя, создавали квадрасраки, переводят как «о нет!». – Слушай, Вовец, – сказал мне Борян, когда мы на его кухне, шёпотом прокричав «а компот?!», выпили по 50 граммов водки, – я дурею от этого «о нет!». Просто дурею… – Я тебя, Борян, понимаю. – В смысле? – Я ведь тоже со своим младшим смотрю все эти мультики. – Ты мне объясни как филолог: что происходит? Можно ведь сказать «ёлы-палы», «чёрт побери!», «о боже!», «кошмар!». А она всё: «о нет!», «о нет!»… Что это за эпидемия? – Знаешь, в физике есть понятие чёрной дыры. – Ну да. Которая всё пожирает. Типа гравитационной могилы. – Вот-вот. Так это «о нет!» и есть чёрная дыра. По-русски можно миллионом способов выразить свою эмоцию. А тут на всё про всё – «о нет!». Борян помолчал. – Печально всё это. Я тоже помолчал. – Да уж. Не то что наши «а компоты» в «Дружбе». У меня, знаешь, студентки… тоже с этим «о нет!» достали. Уронила ручку – «о нет!». Получила двойку на экзамене – «о нет!». Чулок порвала – «о нет!». Кошмар! Хоть бы она «а компот?!» кричала на двойку с чулком. Всё было бы как-то веселей. – Эпоха другая. – Да, эпоха другая. Опять помолчали. Борян улыбнулся, шёпотом прокричал с нисходяще-восходящей интонацией: – А ещё?! – А давай!.. – ответил я той же интонационной конструкцией. Мы выпили ещё по пятьдесят, и я поехал домой. Через день мне позвонил Борян. – Вовец?.. – А? – Ты знаешь, у меня вчера девчонка рожала лет двадцати. – Ну? – Тяжёлые были роды. – Ну, всё, надеюсь, обошлось? – Обошлось. Два часа пыжилась. Симпатичная, хорошая девчонка. Малыш четыре двести. Мужчинка. Типа Фары. – Ну и? – Ты знаешь, что она все два часа кричала? – Не может быть!.. – Вот-вот… Оно самое. «О нет!» – Ужас! А ты что? – А я что… А я ей про компот. Так и общались два часа. «О нет!» – «А компот?!» – «О нет!» – «А компот?!» – Шутишь? – Какие тут шутки… А сегодня утром она мне говорит: «Спасибо вам, Борис Васильевич, за ваш «а компот?!». Он мне очень помог. Не знаю сама, почему. Только никак вспомнить не могу, откуда это. Я говорю: «Операцию «Ы» смотрели? Она: а что это такое? Вот так вот. Другая эпоха, Вовец, совсем другая. – Да, другая, Борян… Стареем. – А может, они уже старыми родились, а? – Не знаю, не знаю… – Ладно, поворчали – и в тину. Будь здоров, Вовец. – И ты будь, Борян. Так вот пока мы с Боряном здоровыми и живём. Может, потому что пили советский компот и цитировали уголовника Федю, а не всяких там обнимонстров с лицами эсэсовцев? Не знаю, не знаю… Или мы всё-таки отживающие динозавры? О нет! Владимир ЕЛИСТРАТОВ Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru Опубликовано в №21, май 2016 года |