СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Как научиться разбираться в иконах
Как научиться разбираться в иконах
16.06.2016 14:25
Как научитьсяИкона для православного христианина – не только священное изображение, но и окно в иной, незримый мир. В ней важно всё – сюжет и композиция, цвет и свет, жесты и символика. Зная азы иконографии и понимая закодированные в иконах духовные символы и знаки, святой образ можно читать как живую книгу.

Первые изображения

Предтечами икон считаются аллегорические рисунки, распространённые в общинах первых христиан. Лилия (символ чистоты) была знаком Богородицы. Святого Духа традиционно изображали как голубя, а Триединого Бога – в виде треугольника. Спасителя же символизировали хлеб, виноградная лоза и различные животные.

Ягнёнок (закланный агнец) напоминал, какую жертву Бог принёс ради спасения погрязшего в грехах человечества. Пеликан символизировал самоотверженную любовь и милосердие. Лев – силу и могущество Христа (в ХХ веке этот образ в своих «Хрониках Нарнии» использовал писатель Клайв Льюис). Павлин считался символом безсмертия. А сказочная птица Феникс была аллегорией чуда Воскресения.

Особо популярно было изображение рыбы. Греческое слово «ихтис» одновременно является аббревиатурой Божественного имени: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Также был популярен дельфин (спаситель утопающих). Церковь олицетворяли корабль, а также сочетание его с дельфином либо якоря с дельфином. Пронзённый же трезубцем или приколотый к якорю дельфин символизировал распятие Сына Божьего.

Во II–III веках появились «человеческие» рисунки Христа, Богородицы, апостолов и святых. Большинство из них были нарисованы в римских катакомбах. На первых изображениях Пастырь Добрый – безбородый Иисус с агнцем на плечах, в окружении овец и птиц – был внешне схож с языческим богом Гермесом. На более поздних рисунках у Него появилась борода, а Его образ стал приближённым к традиционному.

Божью Матерь древние художники обычно изображали сидящей с Младенцем Христом на руках либо молящейся в позе Оранты – с поднятыми и раскинутыми в стороны руками с раскрытыми ладонями.

Пять канонических признаков

Древнейший каноничный образ Христа – Спас Нерукотворный – был создан ещё во время земной жизни Спасителя. Тяжело заболевший армянский царь Эдессы Абгар прислал к Иисусу своего придворного художника Ананию, чтобы тот нарисовал Его портрет. Но ему никак не удавалось точно изобразить Спасителя. Тогда Христос приложил льняное полотно к своему лицу, и на нём чудесным образом отпечаталось изображение. По другой версии легенды, Анании всё же удалось самому нарисовать Иисуса. Так или иначе, но самая первая икона была создана, и, поцеловав её, царь Абгар полностью выздоровел. А мир обрёл подлинный портрет Иисуса Христа, ставший основой для христианской иконографии.

Ну а первые иконы Пречистой Девы, согласно Священному Преданию, написал апостол Лука. До наших дней дошли лишь копии копий его произведений. Мы знаем их как образы Владимирской, Тихвинской, Ченстоховской, Сумельской, Киккской и Иверской икон Божьей Матери.

В VIII веке иконы пытались запретить. К власти в Византии пришли иконоборцы, считавшие почитание икон идолопоклонством. Были уничтожены тысячи икон, мозаик, фресок и статуй святых, а тех, кто пытался противостоять подобному вандализму, подвергали гонениям. Но долго икононенавистники не продержались, и на VII Вселенском Соборе в 787 году был принят единый догмат Вселенской Христианской Церкви – иконопочитание.

Иконописный канон формировался в течение многих веков. Поначалу было сильно влияние античности, но к XI веку этот натуралистический стиль ушёл в прошлое. Лики стали более аскетичными, одухотворёнными и символичными.
Вот основные признаки каноничной православной иконы, актуальные и в наши дни.

1. Подчёркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько его идея, символический образ, и всё подчинено раскрытию внутреннего смысла. В иконе нет ни одной случайной детали или украшения, лишённого смыслового значения.
2. Отсутствие прямой перспективы – это знак, что не пространство властно над человеком, а человек властвует над пространством. Точка схода располагается не в глубине иконы на воображаемой линии горизонта, а в глазах каждого, кто смотрит на икону. Величина фигуры не отражает реальный рост человека, а показывает значение личности. Например, Христос возвышается среди учеников, а демоны всегда имеют меньший размер, чем ангелы.
3. Отсутствуют внешние источники света. Свет исходит от ликов и фигур, как бы из глубины их, символизируя святость. А каждый цвет выражает особый смысл и подтекст.
4. Если икона передаёт несколько событий, то все они происходят одновременно. Например, на иконе Преображения Господня мы видим и Христа, поднимающегося с учениками в гору, и Господа Преобразившегося, и упавших пред Ним ничком апостолов, и их же, уже спускающихся с горы.

5. Икона состоит из четырёх слоёв: основа, грунт, краска и защитный слой. Также она может иметь и пятый слой – оклад из металлов или иных материалов.

В отличие от православных, католики поныне предпочитают в иконах живописную красоту и натурализм. Их иконами можно любоваться, как красивыми картинами. Некоторые современные православные иконописцы пишут образа в западном стиле, однако Церковь не признаёт их каноническими и не приветствует украшение ими православных храмов.

Не признаются Церковью и популярные в народе псевдоиконы вроде изображений Богородицы «Воскрешающая Русь», «Дары Дающая», «Самодержавная» и «Яко орля крылья». Их стиль и сюжеты далеки от канона, а духовный смысл имеет сомнительный подтекст с привкусом ереси.

Ну а почитание некоторыми верующими икон неканонизированных «святых» вроде Иоанна Грозного, Григория Распутина и Иосифа Сталина и вовсе вызывает недоумение.

Читаем знаки и символы

В древности икону называли Библией для неграмотных. Ведь её можно читать, как текст, имеющий несколько уровней понимания – от буквального до морального и духовно-аллегорического. Сюжет обычно соответствует тексту Библии, житию святого или литургической молитве. А духовный смысл передаётся через цвет, свет, лик, одежду и позу.

Золотой и жёлтый цвета означают Бога и великолепие Небесного Царства. Белый – символизирует Божественный,Небесный свет и указывает на чистоту и святость. Зелёный – цвет юности и вечного обновления. Синий и голубой – относятся к Небесной сфере, указывая на безконечность Неба и иной, Вечный Мир. В синих и голубых тонах часто рисуют одеяние Богородицы, соединившей в себе земное и Небесное. Пурпурный (багряный) цвет – признак величия и царственности. Его используют, рисуя одеяния святых властителей и Царицы Небесной. Красный цвет имеет два противоположных значения: а) любовь и жизнь, символ Воскресения – победы жизни над смертью; б) кровь и страдания святых мучеников. Коричневый цвет напоминает о человеческой природе, подвластной смерти, ну а чёрный – символ зла и смерти, а также знак сокровенной Божьей тайны.

А вот серый цвет в иконописи не используется. Совмещающий в себе чёрное и белое, зло и добро, он считается цветом неясности и небытия, и ему нет места в лучезарном мире иконы.

В иконе важна каждая деталь. Например, высокий лоб означает мудрость, большие глаза – проникновение в Божественные тайны, тонкие губы – аскетизм, а удлинённые пальцы – духовное благородство и чистоту деяний. Наклонённая голова – внимание к голосу Божьему, который святые слышат своим сердцем, а чуть склонённая фигура означает покорность воле Божией.

Правая рука тех, кто при жизни был священником, часто рисуется в виде благословляющей десницы, которой святые с Небес благословляют всех, кто обращается к ним с молитвой. Воздетые руки выражают открытость и готовность принять Бога всей душой. Руки, скрещённые на груди, – признак покаяния и принятия Крестной Жертвы Христа. А рука, приложенная к сердцу, указывает, что святой особо преуспел в сердечной молитве.

Любой предмет в руках указывает, за какой подвиг был прославлен святой или какое служение он нёс при жизни. Например, целитель Пантелеимон держит в руках ларец с лекарствами и ложкой, а преподобные Серафим Саровский и Нил Сорский – чётки. Книга (свиток) – символ Слова Божия, проповедниками которого были пророки, апостолы и святые. Святые основатели и благотворители храмов и монастырей порой изображаются с церквями в руках. Иконописцы держат в руках иконы. Ну а крест напоминает о мученическом подвиге.

Евхаристическая чаша (потир) в руках у святого обычно символизирует его литургическое служение. А потир с Богомладенцем (в том числе знаменитая «Неупиваемая Чаша») напоминает о том, что всякий, кто принимает Святое Причастие, не умирает для Вечной Жизни.

Виноград на иконах олицетворяет Христа и безсмертие, даруемое верующим в Него. Сам Иисус говорил о себе в Евангелии: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь». Ну а череп символизирует бренность земной жизни и является символом головы первого человека – Адама.

Символ святости, нимб, – отнюдь не христианское изобретение. Подобные знаки Божественности впервые стали рисовать язычники-греки. В христианской же иконописи нимбы получили распространение с IV века. Поначалу их рисовали вокруг головы Спасителя, а затем эта традиция распространилась и на всех остальных.

Если же вы видите на иконе или фреске квадратный нимб – это значит, что данный человек был изображён ещё при земной жизни, и совсем не обязательно, что он числится у Бога святым. В таком виде принято изображать угодных Церкви благотворителей из числа высшей правящей и финансовой элиты, а также выдающихся церковных предстоятелей.

Великие богомазы

Если вас попросят назвать великих иконописцев, скорее всего, ответ будет стандартным: Андрей Рублёв. Мастер XV века (и по совместительству монах-подвижник, прославленный в лике святых) знаменит на весь мир. Но при попытке вспомнить другие имена возникают затруднения.

Может быть, личная скромность и безвестность художника поощряются Церковью и имена иконописцев не принято афишировать? Отчасти так и было. И тем не менее история сохранила немало имён знаменитых мастеров. Большинство из них родились или долго жили в нашей стране.

Одним из пионеров русской иконописи был живший в XI веке Алипий Печерский. За свои иконы и фрески он не брал денег. А ещё он исцелял людей. Больному проказой преподобный, помолившись, помазал язвы красками, и тот выздоровел. А когда перед самой смертью из-за болезни он не мог закончить свою последнюю икону – к нему явился ангел и помог завершить начатое.

Живший в XIV веке автор икон «Донская Божья Матерь» и «Успение Богородицы» Феофан Грек был византийским мастером, но полжизни провёл в нашей стране, где написал лучшие произведения. В XVII веке на всю Русь славились москвич Симон Ушаков и костромич Гурий Никитин. Также нельзя не вспомнить и об учителе Рублёва Данииле Чёрном, изографе Дионисии, Фёдоре Зубове и других великих иконописцах.

Ну а самым уникальным богомазом был Григорий Журавлёв, у которого от рождения не было ни рук, ни ног. Родился Григорий в семье простых крестьян в середине XIX века, а умер за год до Февральской революции. Несмотря на инвалидность, он с детства был любознательным, добрым и жизнерадостным. Сумел экстерном окончить гимназию и выучиться живописи и иконописи. Григорий писал иконы, зажав кисть в зубах. После того как он написал портрет царской семьи, ему пожаловали ежемесячную пожизненную пенсию в 25 золотых рублей и личного коня с повозкой. Иконы и фрески Журавлёва пронизаны Божественным светом, миром и покоем и у многих людей вызывают покаянное настроение.

Статуи в опале

В католической церкви наряду с иконами очень популярны святые статуи. А вот в православном мире подобные объёмные изображения не прижились.

Первые святые изваяния – Спасителя, Его учеников и Божьей Матери – были созданы ещё во времена раннего христианства. Однако они смущали многих верующих, поскольку напоминали о языческих идолах.

На VII Вселенском Соборе, защитившем иконопочитание, были высказаны мнения, что трёхмерные изображения в Церкви лучше не употреблять. Это был не полный запрет, а скорее рекомендация. Впоследствии изваяния всё же были признаны нормой у католиков, а в православии они не приветствовались и имели скорее утилитарное, чем духовное значение.

В Русской церкви были периоды, когда статуи чуть не стали конкурентами иконам – очевидно, давало о себе знать языческое прошлое. Далеко не последнее место подобное искусство занимало в Киево-Черниговском и Владимиро-Суздальском княжествах. Да и в более поздние века изваяния любили в северных и некоторых восточных районах Руси (например, на территории современного Пермского края). Ныне замечательные древние скульптуры Христа, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, Параскевы Пятницы и Нила Столобенского можно увидеть преимущественно в музеях.

В XVIII–XIX веках церковное скульптурное искусство в России подверглось гонениям – Святейший Синод неоднократно издавал постановления о запрете использования объёмных изображений.

В наши дни этот запрет уже не действует, но многие священники по старой памяти по-прежнему относятся к скульптурам с предубеждением. Их менее консервативные коллеги подобное мнение не разделяют, и ныне всё больше статуй святых появляется во дворах церквей, а внутри храмов можно увидеть замечательные объёмные иконы современных мастеров деревянного зодчества.

Алексей ХУДЯКОВ
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №23, июнь 2016 года