Лариса Вербицкая: Что мы пережили из-за этого мальчика! |
09.01.2012 00:00 |
У ведущей Первого канала заслуженной артистки России Ларисы Вербицкой никогда не бывает плохого настроения, только нормальное и хорошее. Поэтому нам приятно видеть её по утрам, когда мы готовим детям завтрак и смотрим программу «Доброе утро». И днём, когда идёт передача «Модный приговор». – Программа «Модный приговор» показывает, как из обычной девушки можно сделать красавицу. Хотя порой ваши героини – это женщины, которых просто раздавили обстоятельства. – Если женщина не думает об одежде, возможно, она таким образом хочет закрыться, спрятаться от внешнего мира. Моя задача как защитника найти объяснение её поведению, понять, что вызвало неприятие себя. Однажды к нам в студию пришла диктор центрального телевидения Татьяна Судец, которую привела близкая подруга. У Татьяны непростая судьба: она потеряла сына, мужа, осталась без работы. Как и многие наши героини, махнула на себя рукой. Однако к концу программы Татьяна совершенно преобразилась, а главное, посмотрела на себя другими глазами. Спустя несколько месяцев я увидела её на приёме в честь восьмидесятилетия телевидения. Это была блестящая теледива в вечернем платье, в том самом, которое мы для неё подобрали. Ещё мне запомнилась многодетная мать, у которой двадцать один ребёнок. На программу она пришла со своими ребятами и третьим мужем. Её проблема заключалась в том, что она донашивала одежду за детьми – синдром вечной старшей сестры, когда человек привык лучшее отдавать тем, кто моложе. Её новый образ понравился всем – и её дети, и муж были в восторге. – Однако сегодня у немногих людей такая спокойная и безмятежная жизнь, чтобы думать о сочетании цветов и модных тенденциях. – Мода требует постоянного внимания, и если за ней не следить, то легко можно потерять чутьё. Нередко случается, что состоятельные люди, у которых есть хорошие финансовые возможности, одеваются богато, но безвкусно. Я думаю, что обвинять надо не женщин, которые плохо выглядят, а их мужчин. Чтобы они могли задуматься, почему не создали тех условий, при которых женщине хотелось бы выглядеть так, чтобы ею восхищались и её боготворили. Мужчины хотят, чтобы женщина была эталоном двадцать часов в сутки. Но позвольте, даже самое длинное шоу или двухсерийный фильм длится три часа, и на него продаются билеты. Неинтересно, когда женщина всегда в порядке, порой она может позволить себе быть «с горчинкой». – Но вам же удаётся быть идеальной круглые сутки! – Не забывайте, что я иногда сплю. (Улыбается.) Съёмки в студии предполагают шестнадцатичасовой рабочий день, ночью приезжаешь домой, а завтра – снова съёмки, и надо хорошо выглядеть. Это часть моей работы. Никого не волнует, что я устала, не выспалась… – Вас часто приглашают на модные показы? – Да. В моём гардеробе есть костюмы от разных модельеров – наших и зарубежных, меня связывает многолетняя дружба с дизайнером Еленой Макашовой. И когда мне хочется быть действительно модной, я надеваю вещи от Макашовой, потому что знаю: результат будет как в фигурном катании – шесть-ноль. Мне импонируют многие тенденции современной моды, но я не люблю эпатаж. Как-то был случай – я вернулась домой и увидела, что на ручке двери висит патрон. Честно говоря, даже не знала, что предпринять, и вызвала милицию. Оказалось, что в патроне лежало приглашение на показ меховой одежды. – Вместе с фигуристом Повиласом Ванагасом вы выступали в шоу «Ледниковый период». Наверное, как только ударят морозы, пойдёте на каток? – Нет, не пойду. Конечно, коньки – это любовь на всю жизнь, но признаюсь вам, я накаталась! (Смеётся.) Я участвовала в ледовом шоу на Первом канале, потом в турах исколесила всё ближнее зарубежье. И всё, что я видела в этих городах, – женские раздевалки, где шнуровала коньки. Так что теперь мои коньки будут висеть за стеклом в дорогой раме и на крепком гвозде. – Вам дарили какие-нибудь необычные подарки? – Да. Однажды в Самаре на одном из выездных ледовых туров мне презентовали статую – бронзового мальчика. Из художественного салона скульптуру доставили в номер гостиницы. В упакованном виде мальчик с тачкой напоминал сантехнику, чем вызвал немало шуток. Я договорилась с администратором «Ледникового периода», чтобы они отвезли скульптуру в Москву, поскольку сама улетала другим рейсом. Утром прислушивалась к голосам и звукам шагов, ожидая услышать стук в дверь и известие, что мою статую решили оставить в гостинице. Но голоса вскоре стихли, и воцарилась тишина. Спустя несколько дней мне позвонили: «Лариса, вы не представляете, что мы пережили из-за вашего мальчика! Он тяжёлый и негабаритный! Его не брали в багаж! Его невозможно было поставить на транспортёр, и нам пришлось вносить вашего парня в самолёт, а потом в Москве выносить!» Некоторое время бронзовый мальчик жил в офисе у Ильи Авербух – скульптура не влезала в багажник моей машины. А потом она переехала ко мне в сад. – Ваш муж Александр Дудов – оператор. Вы оба – творческие люди, помогает это в семейной жизни или, наоборот, мешает? – Помогает. Хотя дома я предпочитаю не говорить о работе. Потому что работа вызывает споры, и близкие порой любят горячо отстаивать свою точку зрения. А я думаю, дом – такое место, где мы можем чувствовать себя слабыми и нежными и где не нужно защищаться. – Существуют ли какие-то рецепты для удачной семейной жизни? – У каждого свой путь, что одному счастье, другому мука. Конечно, без любви и уважения хорошей семьи не создашь. На мой взгляд, семья – это когда люди думают вместе и смотрят в одном направлении. И если лодку не раскачивать и грести в такт, то минуешь многие шторма и бури. Главное в семейной жизни – ирония и самоирония. Если у человека есть чувство юмора, то любую бурю можно превратить в абсолютный штиль. Ведь порой можно что-то не заметить, «не понять», «не услышать» и избежать конфликта и нервных потрясений. Мне кажется, что многие люди в старости теряют слух для того, чтобы ещё немного пожить. (Смеётся.) – Чем занимаются ваши дети? – Сын Максим возглавляет юридическую фирму, дочь Инна – студентка, совмещает учёбу в институте с работой в модельном агентстве. Недавно по контракту ездила в Китай, на Тайвань, Филиппины, участвовала в показах и фотосъёмках для каталогов. Вначале я сомневалась и не хотела, чтобы дочь туда ехала, потому что в этих странах специфическая пища, да и климат непростой. Но Инна молодец! Она прекрасно там ориентировалась и находила выход даже в непростых ситуациях, связанных с языковым барьером. Случалось, что окружавшие её люди не говорили по-английски, а китайского Инна не знает. – Люди, побывавшие у вас на эфире в программе «Доброе утро», рассказывают, что с вами легко и приятно работать. Какими качествами должен обладать телеведущий? – Профессионализмом и искренностью. Я люблю своих собеседников! А когда человек чувствует, что он приятен и интересен, то платит взаимностью. Моя задача – создать такие условия, чтобы наш гость не зажимался, не замечал ни камеры, ни софитов и не думал о том, что его увидят миллионы телезрителей во всём мире. Ведь программу «Доброе утро» смотрят не только в России, но и в Европе, Америке и Австралии. – Как вы готовитесь к интервью с гостями вашей программы? – Было время, когда сама писала тексты за несколько часов до эфира, сейчас технологии меняются, становятся более совершенными. Сегодня есть хорошие профессионалы, в обязанности которых входит писать тексты и разрабатывать тематику сюжетов. Но во время беседы с неординарными творческими людьми случаются и экспромты. Как-то в студии «Доброго утра» побывал американский комик Роб Шнайдер. Он с гордостью заметил, что стоит на голове, и, чтобы защитить честь нашего телевидения, я прямо в студии села на шпагат. За двадцать с лишним лет работы на телевидении я вела совершенно разноплановые программы: детские («Будильник», «Спокойной ночи, малыши»), информационную программу «Время», различные шоу-программы, например «Счастливый случай», «Зигзаг удачи». В «Будильнике» мне пришлось танцевать с медведем и сниматься с вороной, которая должна была считать на счётах. С вороной связан забавный эпизод. В последний момент, когда режиссёр воскликнул: «Мотор! Поехали!» – дрессировщики сунули мне в руку целый клубок червяков, которыми я должна была кормить ворону-счетовода. В общем, от съёмки мне пришлось отказаться. – Я слышала, что вы читаете лекции и ведёте семинарские занятия в Высшей национальной школе телевидения. – Там и ещё в Школе телевидения «Останкино». Когда мне предложили преподавать, я долго отказывалась. Казалось, что это никому не нужно. Но я ошибалась. Парадокс, но если вы хотите научиться чему-то новому, идите преподавать. – Какой предмет вы преподаёте? – Мастерство телеведущего. И на первом занятии я всячески отговариваю своих студентов от того, чтобы быть ведущими на телевидении. – Почему? Это такая эффектная и престижная профессия. – На первый взгляд. Ведь ведущие работают и в праздники, когда вся семья собирается за столом, и по ночам, когда обычные люди спят. Эфир может быть в три часа утра! И при этом вы всегда должны быть успешны, красивы, убедительны и очень дисциплинированны. Вы должны от многого отказаться и помнить, что у вас нет права на ошибку. И не забывайте про экстремальные командировки, в которые вас могут отправить. – Вы имеете в виду поездку в доминиканские джунгли для участия в проекте «Последний герой»? Тогда телезрители узнали вас с другой стороны. – Это был невероятный жизненный опыт! Я не собиралась жить тридцать семь дней в девственных джунглях без еды, мыла, мочалки и расчёски! Но я говорила себе: это не навсегда. Там, на острове, действительно какой-то другой ход времени, у меня было ощущение, что мы вообще находимся в ином измерении. Там по-другому формируются мысли, потому что вокруг нет ни телевизоров, ни телефонов, ни часов, а есть лишь солнце, луна, звёзды, океан, сезон дождей, москиты, комары и пятьдесят граммов риса в день. И при этом тебе не нужны никакие блага, даже деньги. И в какой-то момент посещает мысль, что ты мог бы здесь остаться уже навсегда. Только на двадцатый день пребывания на острове я вспомнила о том, что у меня где-то есть дом. И, лёжа в спальном мешке, подумала, что в этом доме у меня даже есть нормальная спальня. – А как складывались на острове отношения с людьми? – Казалось, что мы будем неразлучны до конца дней, но возвращение в Москву всё изменило, выяснилось, что у всех своя жизнь. Впрочем, встречаясь, мы с теплотой вспоминаем о тех временах. Я помню каждый день, каждое мгновение на острове, все его запахи. Трудности, среди которых вечный песок в волосах и на зубах и постоянно мокрые кроссовки, ушли на задний план, остались лишь хорошие воспоминания. Я с улыбкой вспоминаю свой день рождения на острове. Помню, как иду по берегу океана в сандалиях-«лыжах» сорок третьего размера (накануне я сломала палец на ноге), вся искусанная, обгоревшая и опухшая от сезона дождей. Иду в платье, которое висит на мне как на вешалке, потому что от голода сильно похудела. А навстречу – Ваня Демидов и Саша Лыков. И они несут один-единственный цветок, ведь на этом острове цветы не водятся. И это был величайший подарок! – Вы ведёте много концертов, с какими сложностями сталкиваетесь? – С языковыми. Я вела концерт на сербском языке, когда представляла программу наших мастеров искусств. Английский для меня вообще привычен. Один раз в Алжире мне надо было вести концерт на арабском языке. Накануне выступления переводчик сделал перевод моего текста с русского на арабский. Всю ночь я сидела с магнитофоном и наушниками и проговаривала с нужной интонацией весь набор новых, совершенно непривычных для меня звуков. В какой-то момент поняла, где могу сделать паузу, а где улыбнуться. После концерта на приёме в нашем посольстве ко мне подошёл посол и спросил: «Простите, Лариса, а где вы учили арабский язык? Я учил арабский язык в МГИМО, но у меня классический арабский, а у вас – с алжирским диалектом!» Для меня это был лучший комплимент. – Как вы обычно отмечаете Новый год? – Мы встречаемся за большим семейным столом, играем в фанты, и каждый показывает свои таланты и особые умения. Но этот Новый год был для меня необычным: я получила очень интересное предложение, от которого не смогла отказаться, так что в праздник я работала. – А как же семья, муж? – А мы с мужем вместе работали в Новый год. Если бы было по-другому, я бы не согласились ни при каких, даже самых приятных условиях. – И любимый вопрос: что главное для женщины? – Быть нужной. Расспрашивала Наталия ГРИГОРЬЕВА |