Кашрут и халяль
27.10.2016 16:45
Предупреждение для родителей: Статья содержит описание ритуального убийства животных, поэтому она не рекомендуется детям младше 16 лет. Примите решение сейчас.

Что запрещено есть иудеям и мусульманам и почему

Предупреждение для родителейСтрогий регламент, следование ритуалам, чёткое расписание жизни и всего, что с ней связано, – зачем это нужно? Почему некоторые народы веками, а то и тысячелетиями практикуют одни и те же правила? Говорят, в этом содержится не только практический, но и воспитательный смысл. Человек, живущий по религиозной инструкции, не должен задумываться о том, что и как делать, зачем и как жить. Каждый его шаг, глоток, каждое действие прописано, утверждено и подтверждено многовековой практикой.

Ни капли крови

Особенно чётко жизненный уклад и бытовые правила прописаны в иудаизме и исламе. Эти религии в практическом применении держатся, можно сказать, на двух столпах – запрещённом и разрешённом. Между ними есть небольшая группа спорных поступков, которые, например, в исламе разделяются на порицаемое (макрух) и сомнительное (шубха). Таких правил очень мало, и они не являются жизненно важными. Делать или не делать макрух или шубху – каждый человек решает сам в меру своей религиозности. А вот выбор между запрещённым и разрешённым даже не подразумевается. Если считаешь себя истинным иудеем или мусульманином, изволь строго придерживаться кошера или халяля – то бишь разрешённого. И категорически избегай трефного или харама – запрещённого.

Начнём с иудаизма как древнейшей авраамической религии.

В основе правил кашрута (кошера) лежат законы Торы – главного свода иудейских правил и обрядов, созданного несколько тысячелетий назад. В Торе содержится 613 заповедей, из них 248 – заповедей-предписаний и 365 – заповедей-запретов, которые и формируют кошерность, то есть верность жизненного пути иудея. Правоверный еврей обязан соблюдать эти правила ежеминутно во всех сферах жизни.

Сегодня, говоря о кашруте, в первую очередь вспоминают о правилах питания и качестве продуктов. Почти вся пища в иудаизме разделена на две группы: запрещённая и разрешённая. Разрешено есть только травоядных, жвачных и парнокопытных животных – три в одном. Если зверь парнокопытный, но при этом не травоядный и не жвачный, то бишь кошерный на треть, то есть его мясо нельзя. Так же и с кошерными на две трети.

Например, запрещены травоядные зайцы, кролики, а также верблюды, поскольку у них копыта разделены недостаточно. А свинья «провинилась» сразу по двум пунктам – не жвачная и не травоядная. Из птиц иудеям запрещено употреблять в пищу только хищных. Но домашние птицы и животные, соответствующие всем трём требованиям кашрута, всё равно будут не кошерными, если их кормили неправильно. Все гормоны, антибиотики и другие препараты, активно использующиеся в современном животноводстве, – не кошерны.

Но и это ещё не всё! Чтобы животное стало кошерным, его следует не только правильно вырастить, но и правильно забить. Делать это имеет право только специально обученный иудей – шохет. Чтобы им стать, нужно несколько лет учиться в ешиве – специальном еврейском религиозном институте, а затем пройти годичный курс для резников и сдать экзамен. Дело в том, что законы о подготовке, резке и разделке туши животного в иудаизме настолько многочисленны и сложны, что за более короткий срок даже самая умная еврейская голова не вместит их целиком.

Например, вот лишь некоторые правила, касающиеся ножа для резки. Он должен пройти обязательную многочасовую ритуальную подготовку: заточен так, чтобы на нём не было ни малейшей щербинки, его лезвие должно быть не только очень острым, но и абсолютно гладким, чтобы лучше проникнуть в плоть. Для заточки используется целый набор дорогостоящих камней, от крупнозернистых до мелкозернистых. Заточив, нож проверяют, проводя им по ногтю, и если при этом чувствуется хотя бы малейшая зазубрина, нож непригоден для шхиты.

Резать нужно в специальном месте – по шее, очень спокойно, без малейшей дрожи в руках, следя за тем, чтобы животное было полностью обездвиженот не успело почувствовать боль. Если дрогнула рука у резника, то мясо есть нельзя – оно не кошерно.

После того как животное зарезали, его тушу проверяет машгиах (в переводе с иврита – «надзирающий»). Он устанавливает, есть ли у мяса признаки болезни. Для этого тушу вскрывают так, чтобы не повредить внутренние органы, и убеждаются в том, что все они здоровы. Если хоть один орган оказался больным, то употреблять мясо животного запрещено.

Ещё один специалист по забою скота – это менакер, человек, вытягивающий из мяса кровеносные сосуды. И вот туша животного тщательно исследована и очищена от крови. Но чтобы до конца убедиться, что крови в мясе нет ни капли, его вымачивают в воде. Затем – перфекционизм евреев не знает границ – на час помещают на специальную наклонную доску или решётку: если кровь вдруг осталась, то она стечёт. Наконец, тушу обсыпают солью с трёх сторон, чтобы та впитала остатки крови. И завершающий этап – мясо промывают в трёх водах.

Всё это делается лишь с одной целью – избавиться от крови, которая, как сказано в Торе, есть душа, а пока в животном обитает душа, его нельзя употреблять в пищу.

Использовать можно только переднюю часть туши. В задней находится седалищный нерв, на потребление которого также наложен запрет.

После того, что сотворили с мясом во время забоя, оно редко бывает вкусным – как правило, становится очень сухим. Еврейским поварам приходится сильно изощряться, чтобы получилось аппетитное кушанье. Тем более что запреты на этом не заканчиваются.

Мясо и молоко

Чтобы кошерная телятина стала кошерной котлетой, готовить её должны только иудеи, только в кошерной посуде, на кошерной кухне и с соблюдением массы кошерных правил. Одно из них – ветхозаветное: «Не вари козлёнка в молоке матери его».

Дабы понять эту заповедь, нужно знать, что в кашруте вся пища подразделяется на молочную, мясную и нейтральную (к третьей группе относятся овощи, фрукты, злаки). Так вот молочное с мясным категорически нельзя смешивать: употреблять вместе в одной трапезе, хранить, жарить, варить, подавать в одной посуде, резать одним и тем же ножом, есть одной и той же вилкой. Если хозяйка только что держала в руках мясо, она не имеет право теми же руками прикоснуться к молочному продукту, и наоборот. Современные еврейские учёные объясняют это заботой о здоровье человека: молоко и мясо перевариваются с разной скоростью, поэтому их действительно лучше не употреблять вместе. Кроме того, мясо, попадая в организм, должно быть обработано желудочным соком. Молоко нейтрализует кислую среду, необходимую для переваривания мяса. Поэтому вся посуда на еврейской кухне делится на «мясную» и «молочную», включая крышки от кастрюль.

После приёма мясной пищи должно пройти до шести часов, прежде чем можно будет употреблять молочную. А вот что касается кошерности посуды, то тщательно вымытая после варки мяса кастрюля должна отстояться минимум 24 часа, прежде чем в ней можно будет вскипятить молоко. И наоборот. Часто перед готовкой хозяйки кошеруют посуду дополнительно кипятком или огнём.

Также посуда является некошерной, если в ней вдруг сварили, запекли или поджарили некошерную пищу, вскипятили некошерную жидкость. В таком случае её снова нужно сутки кошеровать. По этому поводу даже есть еврейский анекдот:
– Вы знаете, что такое настоящая кошерная женщина?
– Это та женщина, которая, если с утра спала с мясником, то с молочником в такой день спать уже не будет.

Что касается рыбы, то иудеям разрешено принимать в пищу только ту, у которой есть и плавники, и чешуя. Запрещены угорь, сом, акула, осётр и их икра соответственно. Под строгим запретом – моллюски, ракообразные и любые насекомые.

Спиртные напитки разрешены, но только те, которые сделаны правоверным иудеем из кошерных ягод. Даже вино из бутылки, открытой не евреем, считается запретным. То же касается и водки. А некоторые её сорта попадают в разряд запрещённых, потому что в их состав входят молочные добавки.

Во время праздника Песах запрещено употреблять и даже иметь в доме продукты, содержащие хамец, – любое мучное блюдо, в том числе хлеб, при приготовлении которого в тесте произошло брожение. По сути, можно употреблять лишь одно мучное изделие – мацу, тонкие, пресные, сухие лепёшки.

Этот запрет напоминает иудеям об одном из самых главных событий в жизни народа – Исходе из египетского рабства. Тогда, второпях собираясь в дорогу, Моисей и его сподвижники могли взять с собой только опресноки. «И испекли они [сыны Израилевы] из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепёшки, ибо оно ещё не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу», – сказано в библейской книге Исход.

Жизнь мирового еврейства

Кошерная семья, кошерный секс, кошерная одежда (шьётся специальным портным, не допускается совмещение некоторых типов нитей), кошерная дружба, кошерные свидетели на суде – все эти стороны жизни прописаны в законах много веков назад. Но жизнь не стоит на месте, иудаизм развивается, и сегодня принципы кашрута распространяются даже на вещи, которых не существовало во времена Моисея.

Кошерная косметика, кошерные лекарства, кошерные упаковки, кошерные мобильники (без интернета, поскольку он – трефной), кошерный отдых в Майями, который организуют кошерные турагентства, – всё это составляющие современной жизни передового иудея.

Почему же возник кашрут, так сильно усложняющий и без того непростую жизнь мирового еврейства? В чём его практическая польза?

Некоторые современные учёные склонны объяснять многие пищевые запреты санитарными и гигиеническими нормами. Но это не всегда так. Еврейские мудрецы уверяют, что бесспорное следование заповедям имеет мистический смысл.
«Трефная пища отрицательно влияет на духовный уровень человека, его духовная чувствительность понижается, а сердце «закрывается» для восприятия духовных идей», – сказано в одном учебнике для начинающих иудеев.

Метафизический смысл придавал кашруту и богослов I века до нашей эры, апологет иудаизма Филон Александрийский, который писал, что «характер людей может изменяться в зависимости от того, мясом какого животного питается человек. Тора поэтому запрещает есть мясо хищных и агрессивных животных, чтобы не унаследовать инстинкты убийцы. Не случайно все кошерные животные – травоядные.

Кашрут прививает верующему иудею самодисциплину и способность к самоограничению. То есть цели кашрута – не только гигиена и духовность, но ещё и воспитание характера.

Но есть ещё один ответ на вопрос «зачем евреям кашрут?». Для сохранения национальной самоидентификации и минимизации контактов с не евреями. Ведь, если вдуматься, законы кашрута направлены на то, чтобы отделить избранный народ от остальных народов, сделать его питание, проживание, быт максимально отличным от других и тем самым свести к нулю браки с не евреями, родство еврейских и нееврейских семей, да даже совместные застолья. В то же время кашрут объединяет евреев, где бы они ни находились. Благодаря строгому соблюдению законов Торы, будучи разбросанными по всему миру, евреи на протяжении нескольких тысячелетий, как никакой другой народ, сохранили своё единство, свои религию и традиции.

С молитвой «Бисмиллях»

Как и кашрут в иудаизме, халяль в исламе значит – «разрешённое». С арабского это слово буквально переводится как «дозволенное Аллахом».

Третья монотеистическая религия, ислам, формировалась гораздо позже иудаизма, поэтому мусульмане многое переняли у иудеев. Причём, как представляется, заимствовали всё лучшее.

Если речь идёт о продуктах питания, то вся кошерная еда автоматически считается халяльной. Мусульманин имеет право есть любые иудейские блюда. Но в обратную сторону это правило не работает, еврей не должен лакомиться мусульманскими яствами.

Что касается мяса, то требования к нему изложены в третьем аяте суры Аль-Маида (Трапеза) в Коране: «Вам запрещено [есть] мертвечину, кровь, свинину, а также то, что заколото без упоминания имени Аллаха, [убоину] удавленную, забитую палками, издохшую при падении [с высоты], убитую рогами и [скотину], которую задрал хищник, – если только вы не заколете её по предписаниям, – и то, что заколото на [языческих] жертвенниках… Если же кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет [съесть запретное], то ведь Аллах – прощающий, милостивый».

Мусульманам запрещено есть мясо хищных животных, всеядных зверей, животных, которые рождаются и живут в воде (всевозможные амфибии, водоплавающие млекопитающие), хищных птиц и птиц без перьев. Нельзя есть мясо беременных и больных животных. Но особый акцент делается на запрете мяса свиней и ослов. По одной версии, свинья – нечистое животное, поскольку она, как и собака, может питаться экскрементами. По другой, санитарно-профилактической, свинью запрещено есть, поскольку именно в её мясе наиболее быстро и активно размножаются вредные бактерии. По третьей версии, библейской, свинья – это вместилище бесов.

По сравнению с иудейским многоступенчатым способом забоя животных, работа мусульманских резников не такая сложная. Им важно лишь, чтобы животное было убито путём перерезания шейной артерии максимально быстро и безболезненно. Кровь должна быть спущена, а во время забоя следует произнести главную мусульманскую молитву «Бисмилляхи Рахмани Рахим», что в переводе с арабского значит «во имя Аллаха Милостивого и Милосердного». Собственно, с этой быстрой молитвы мусульмане должны начинать любое дело, включая и потребление пищи.

Как и в иудаизме, в исламе недопустим забой животного электротоком и размозжением черепа, ведь в этих случаях невозможен слив крови – для мусульман она также запретна.

Как и иудеям, мусульманам не разрешается есть насекомых, за исключением саранчи, которой в жареном виде лакомился пророк Мухаммад. Все знают, что мусульманам не разрешается употреблять алкоголь, наркотические и психотропные вещества.

Ислам – очень практичная и максимально доходчивая религия. Если вдуматься, в ней запрещено всё, что может принести человеку вред, и разрешено всё, что приносит человеку пользу.

Гигиена, отдых, развлечения, одежда, сфера финансов, отношения между людьми, работа – всё так или иначе регламентируется сводом мусульманских законов и правил, порой с чисто практической точки зрения. Например, в исламе запрещены азартные игры: они разоряют человека, отвлекают его от работы и молитвы, развращают. Категорически запрещены ростовщичество (кредиты, ссуды), финансирование деятельности и производства, запрещённых шариатом, как, например, порнография, алкоголь, наркотики. Халяльные деньги также невозможно заработать, обманывая покупателя, обвешивая или слишком приукрашая заведомо некачественный товар.

Важную роль в сфере мусульманской этики играет речь человека. Строго запрещено злословить, сплетничать, браниться, клеветать, говорить о том, что тебя не касается. А вот халяльным считается «покрывать» человека – не говорить о его недостатках, не говорить плохое за глаза, не обвинять. С этим связана мусульманская притча о том, что большинство женщин в аду будут повешены за язык – болтали много лишнего.

Законы любой религии направлены на соблюдение и поддержание мира между людьми, воспитания в них милосердия, смирения, доброты. Халяль и кашрут в этом смысле – отличные примеры. И тут, чтобы быть правдивым, хочется сказать: «Все религии в своей первозданности хороши, вот только верующие бывают разные». Но это тема уже для другой статьи.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №42, октябрь 2016 года