Будут новые туфли!
13.11.2016 23:02
Я выпрыгнула из лодки в ледяную Волгу

Будут новые туфли!Здравствуйте, уважаемая редакция! Хочу поговорить об обуви, ведь и сама она, и отношение к ней очень наглядно менялись вместе с эпохами.

Я из поколения тех, кто не знал излишеств, перешивал и донашивал старые вещи, ремонтировал одежду, покупал всё впрок и на вырост, копил и хранил. Я из тех, кто знает, что такое очередь за дефицитом и отсутствие самого необходимого.
Ирина Понаровская пела, что в память о каждом событии своей жизни она оставляла «от каждого платья один лоскуток». А я сохраняю обувь – не в шкафу, не в коробке, а в памяти.

Советское детство. Босоножки на два размера больше достались мне от кого-то из родственниц, я не хотела их надевать, но других не было. В результате зацепилась ими за металлическое ограждение лестницы, упала, разбила дорогой китайский термос с отваром шиповника, который несла бабушке. До сих пор у меня нелюбовь к открытым босоножкам.

Когда мне купили новые сапоги, я в них пружинила и радостно подпрыгивала. В школу не шла, а буквально летела. Сейчас понимаю, что они были грубыми и примитивными, но ощущение полёта от счастья, что на тебе новая обувь, помню до сих пор.

Так же через несколько лет я летала в тряпичных босоножках на танкетке. Выпорхнула в них на остановке из автобуса к своему тогда ещё любимому.

В красном платье и красных туфельках из комиссионки, на размер меньше, я спешила на свидание к будущему мужу.

На свадьбу мне искали белые босоножки. Даже со справкой из загса, объехав пол-Москвы, с трудом нашли подходящие. Дальнейшую судьбу этих босоножек не помню – неудачное замужество стёрло из моей памяти подробности.

Однажды в комиссионке мне удалось купить отличные английские туфли. Носила их долго, с любовью, меняла набойки, ремонтировала. К очередному празднику сшила себе серебристое платье, а любимые туфли, у которых стёрлась краска, покрасила в тон лаком для ногтей. Любовь к высокому каблуку и хорошей колодке осталась у меня от этой пары обуви на всю жизнь.

Помню, как во время жесточайшего дефицита у меня были финские зимние сапоги на размер больше и итальянские осенние на размер меньше: других не досталось. Осенние со временем лопнули, пришлось ставить заплатки. Для этого я взяла старенькие дочкины босоножки, и на серой коже сапог аппликацией расцвели красные цветы.

Перестройка. Сапоги, выпущенные каким-то «кооперативом»: настоящая кожа, тёплый мех, удобная колодка. Заносила буквально до дыр на подошве, пришлось менять на «манку» – да, наши мастера-сапожники умели делать всё!

На смену пустым полкам магазинов пришёл вещизм, только успевай зарабатывать. Я была вынуждена сменить работу, куда каждый день бежала на каблучках. В результате на долгие годы перешла на обувь с плоской подошвой. Её хватало ненадолго – ещё бы, столько ходить пешком по Москве! Зимой кожаные итальянские сапоги из-за реагентов на дорогах разваливались за неделю, кое-как держались только дерматиновые.

Получила права, села за руль. С появлением опыта вождения кроссовки и тапочки в моём гардеробе менялись на туфельки и сапожки на каблучке, а потом и на шпильке. Теперь у меня в машине сразу несколько пар обуви – на любой случай. В шкафах лежит обувь, надетая лишь однажды, а то и вообще ни разу. Пока живу – будут новые туфли!

А ещё, пока живу, буду вспоминать большие рыбацкие сапоги любимого человека.

Весенний разлив, мы ловим рыбу, заходим по мелководью далеко-далеко, пока позволяет высота болотных сапог. Щука охотится на пригреве, огромные караси проплывают прямо у моих ног. Солнце высоко, его отражение в воде ослепляет, блики – словно радостные улыбки. И я улыбаюсь в ответ: я тебя люблю.

Не забуду и китайские резиновые галоши без пятки, на рыбьем меху. Любимый причалил к берегу, я хотела переобуться в сапоги, но он поторопил. В галошах я выпрыгнула из лодки, не удержалась на крутом берегу и съехала в ледяную апрельскую Волгу. Помню его испуганный и виноватый взгляд, костёр на берегу, носки и обувь, развешанную на сучках для просушки. Коньячок для согрева, блаженное состояние тепла, покоя и счастья.

Никакие «лубутены» не дадут мне заново почувствовать эту тихую радость, ощущение весны, надежды и любви.

Из письма Маргариты
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №45, ноябрь 2016 года