Хотите, я скажу, что с вами будет? |
24.02.2017 17:14 |
Только ведьма может так страшно кричать ![]() Одноклассницы слушали с открытыми ртами. Рассказчик делал жуткое лицо и демонстрировал свои познания в демонологии: «Панночка, приди! Заклинаю тебя углём и свинячьим хвостом…» Обычно в этот момент раздавался визг такой громкости, на которую только были способны советские пионерки, – и девчонки убегали куда глаза глядят под дружный хохот пацанов. Конечно, мы ржали над фольклорными небылицами, хотя в глубине души и сами побаивались Панночки. Во всяком случае, ночью в лесу у костра вряд ли кто-нибудь из нас решился бы вызвать ведьму даже ради хорошей шутки. Но куда больше мёртвой Панночки меня тревожила загадочная фраза в конце повести, сказанная философом Тиберием Горобцом звонарю Халяве: «У нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, – все ведьмы». Самое страшное в этих словах – звенящая тишина после них. Как будто автор действительно хотел сказать что-то важное, но по каким-то причинам не смог этого сделать и поспешил закончить повесть. Помню, я подростком ломал голову над финальной фразой: как же так, ведь не ради красного словца Гоголь обмолвился об этих бабах? И потом – разве бабы на базаре могут быть ведьмами? Самые обычные тётки, гнущие спины на своих огородах, уважаемые труженицы. И почему ни царские власти, ни церковь не хватали этих ведьм и не сажали в казематы для дальнейших разбирательств? Эти наивные детские размышления почти забылись, но однажды мой хороший знакомый, православный верующий Юра, в канун какого-то праздника спросил: – А ты знаешь, где водятся самые страшные ведьмы? – Где? – полюбопытствовал я. – На рынке, что ли? – Не на рынке, – покачал головой приятель. – И не в деревне, не в лесу. Самых страшных ведьм можно встретить лишь в церкви. – Это как? Там же святые иконы, мощи… Алтарь, наконец, богослужения, Евхаристия… – Ну и что им богослужения? – пожал плечами приятель. – Они делают своё дело тонко и тем самым сильнее вредят. Бабки у подсвечников, женщины в церковной лавке, прислужницы, уборщицы – столько мне про них всякого рассказывали! Там как минимум глаз водится нехороший. – И что, все они ведьмы? – ухмыльнулся я, вспомнив концовку «Вия». – Как у Гоголя? – Нет, конечно, – замялся знакомый. – Но иногда встречаются. И скажу тебе так: самая опасная ведьма старается выглядеть как глубоко верующая женщина, а ещё лучше – монахиня. Я и сам не верил в это, пока крёстная не рассказала одну историю. Это случилось в девяностые годы. – Тогда ведь всё запросто было, – продолжал Юра. – Храмы возрождались, люди их потихоньку заполняли, никто никого особо не спрашивал о прошлом. Крёстная моя тогда жила в маленьком городе, но потом уехала оттуда. Была у них среди прихожан пожилая женщина. Все называли её Аллой-блаженной. Откуда взялась, точно никто не знал. Одни говорили, что Алла – бывшая монахиня, пострадавшая при советской власти. Её монастырь захватили раскольники, сожгли иконы и всю утварь, а монахинь выгнали чуть ли не на мороз. Алла с тех времён слегка повредилась умом, стала блажить. Другие говорили, что она добровольно приняла на себя подвиг юродивой. А что? Юродивая – и хорошо. Даже очень хорошо: настоящий Божий человек! И потом, если все говорят «блаженная», значит, так оно и есть. Триста православных, с которыми ходишь в одну церковь, не могут врать. Однако эта Алла оказалась непростой старушкой. Одевалась она в чёрное неброское платье, больше похожее на монашескую мантию. Пахло от неё всегда чем-то прелым. Взгляд имела очень липкий – две чёрные маслины словно буравили тебя насквозь. Для людей это было лишь подтверждением, что Алла – настоящая подвижница. «Она на меня так посмотрела, будто рентгеном прожгла!» – восторгались неопытные прихожане. Вокруг Аллы быстро образовался ближний круг кумушек – разных тёток и бабок, которые смотрели ей в рот и верили больше, чем батюшке. «Блаженная» учила делать какие-то околоправославные обряды, вешать «православные обереги», заговаривать соль. В ход шли даже свечные огарки из ящичков, которые нормальный человек побрезговал бы выносить из храма. Но Алла не стеснялась, напротив, поясняла: «Надо, чтобы всё было по-православному, а не как у колдунов». Приходский батюшка заметил эту камарилью не сразу – столько тогда было хлопот по возрождению православной жизни, тут не до спятивших стариц. Но когда всё же понял, с чем имеет дело, уже было поздно. Попытался решить вопрос миром, но «блаженная» ему в конце концов ответила: «Ты лучше помалкивай, а то ведь всякое может случиться». А сама не забывала говорить своим последовательницам, что у неё много врагов, которые распространяют тёмные слухи. Но ничего, Бог милостив, Он разберётся и своих в обиду не даст. Алла, кстати, так себя и называла: «Я – блаженная». И мало кого это тогда смущало. Всё бы так и шло своим чередом, но однажды до прихожан дошёл слух, что священник собрался подавать записку священноначалию о том, что творится в его приходе. Грозился привлечь местные газеты и чуть ли не телевидение. А через неделю у него, здорового мужика, которому и пятидесяти не было, – инсульт. Инвалидное кресло и состояние «овоща». Алла так и объяснила: «Бог наказал!» Новый батюшка был не столь щепетилен в вопросах веры – куда больше его печалили материальные проблемы. Но со временем и он понял: надо неугомонную старушку как-нибудь смирить, иначе или приход превратится в болото, или, что хуже, кто-нибудь донесёт наверх. Уж не знаю, как он там пытался решить проблемы с Аллой, но вскоре его за какие-то огрехи сняли с поста настоятеля и отправили за штат, перевели служить в такую глухомань, что священник там взвыл. К Алле уже приезжали из других епархий. Хотя в их приходе находились люди, которые её категорически не принимали, – но что они могли поделать? Вокруг «блаженной» стали собираться толпы старух и молодёжи. Однажды какие-то люди по великому блату подвели к Алле молоденькую девушку Настю. У той случилась несчастливая любовь, которую она тяжело переживала. Любимый парень, к сожалению, был неверующим и особого внимания на девушку не обращал. Алла утешила бедную девочку и дала ей какое-то зелье, разумеется, «строго православное». – Вот, помолись, завари и пей! – наставляла она Настю. – Я вижу, что вы ещё вместе на хорах петь будете в этой церкви. Настя пила снадобье, но ничего не происходило. Более того, она стала какой-то рассеянной, сонной. Попыталась встретиться с предметом своего обожания, но молодой человек лишь посмеялся над девушкой и сказал, чтобы больше не приходила. В тот же вечер Настя впервые в жизни пошла в кабак и напилась в компании каких-то тёмных личностей. Кто-то из этих нелюдей её изнасиловал. А на следующее утро девушку нашли у неё дома повешенной. Только после этого случая малина для Аллы закончилась. Многие прихожане в штыки воспринимали «блаженную», а её защитники как-то быстро рассосались. Отец погибшей девушки предупредил, что если увидит «блаженную» в городе, то убьёт собственными руками. Что случилось потом, не совсем ясно – то ли Алла сама ушла из храма, то ли её всё же выгнали, но в приходе её больше не видели. Поселилась она в соседнем городке, тоже небольшом. К ней постоянно приезжали страждущие, чтобы снять с помощью «настоящей блаженной» порчу, сглаз или «венчик безбрачия». Алла активно помогала всем – неизвестно, сколько людей в итоге от неё пострадало. И вот что само интересное. Была у этой Аллы родная дочь – 33 года, педагог, верующая православная женщина. Жила она тогда где-то на юге России. Говорили, что с матерью смертельно разругалась, считала её шарлатанкой. С тех пор мать и дочь совсем не общались. Но пришёл черёд и «блаженной» покидать земную юдоль. Как рассказывали знакомые, умирала Алла очень тяжело. Жила она в частном доме и целую неделю так страшно кричала, что слышать это было невыносимо. Её соседи даже временно съехали, не вынеся ужаса. Пригласили батюшку исповедать умирающую, но он, услышав крики, отказался. Сказал: «Зовите кого-нибудь другого. А я к ведьмам не хожу и вам не советую». Тут как раз приехала дочь Аллы. Кто-то сообщил, что мать умирает, и женщина решила проститься. Её отговаривали: мол, страшно идти, вон даже батюшка отказался: только ведьма может так вопить на смертном одре. Но дочь сказала, что это её долг. «Блаженная» ещё немного покричала, но после того, как к ней явилась дочь, успокоилась на время. А потом снова принялась орать сильнее прежнего. Продолжалось это недолго – испустила ведунья дух. Дочь от неё вышла, как ни в чём не бывало. Ещё говорила всем: «Вот видите, а вы боялись. Надо было проводить маму по-человечески». Что там было человеческого, сказать сложно, только говорили – в гробу Алла лежала с почерневшим лицом, искажённым гримасой. Вскоре дочка-педагог уехала. Но через полгода вернулась – видимо, чтобы продать мамино жильё. И случайно встретила в райцентре мою знакомую. – Ну и как вы живёте? – спросила она дочку Аллы. – Как здоровье? А то мы тогда все за вас сильно испугались. – А что со мной сделается? – пожала плечами дочка «блаженной». – Мне даже лучше стало – сил прибыло, сама удивляюсь. Все гороскопы стали сбываться. – Какие гороскопы? – удивилась знакомая. – Как вы можете их читать, вы же верующий человек! – Я вот раньше им не верила, – вздохнула дочь Аллы. – Но недавно случайно посмотрела один – так у меня всё сбылось, всё до последнего слова! Вы сами попробуйте. И сны стали сниться вещие. Хотите, я скажу, что с вами будет? Знакомая шарахнулась от этой женщины как от огня и убежала. Больше дочку Аллы в тех местах не видели, хотя доходили слухи, что она стала ясновидящей. А один батюшка сказал: когда ведьма умирает, человеку нужно держаться от неё подальше, иначе колдунья может передать всю свою сатанинскую силу слабой душе. А души наши, увы, очень часто бывают слабыми. Оттого и мучилась Алла, что долго никому не могла передать свою силу, пока дочка не сделала ей такой «подарок». Илья БЕЛОВ Имена изменены Фото: Depositphotos PhotoXPress.ru Опубликовано в №07, февраль 2017 года |