Простой немецкий мужик
11.04.2017 15:36
Простой немецкий мужикСегодня половина немцев говорит ему спасибо, но другие упрекают: «Коль перекроил карту страны и сломал тысячи судеб!» А многие немецкие фрау, когда речь заходит о бывшем федеральном канцлере, вспоминают его жену, которая заплатила жизнью  за любовь к своему Гельмуту. Мальчик из гитлерюгенда, ставший самым «долгоиграющим» лидером ФРГ, «Бисмарк ХХ века» – так его называют за объединение двух Германий. А Медведем зовут за внушительные габариты: рост 1,93 метра, вес 135 килограммов. Кто же он на самом деле, человек, который 16 лет находился у власти в Германии?
На войне как на войне

Гельмут Йозеф Михаэль Коль родился 3 апреля 1930 года в баварском городе Людвигсхафене. Его отец был чиновником финансового ведомства, страстным католиком, консерватором и скупердяем. Например, никогда не пил пиво в кнайпе (рюмочной), как это делали по воскресеньям его коллеги, а употреблял любимый напиток дома – так дешевле. Мать следовала принципу трёх женских «К»: киндер, кюхе, кирхе (дети, кухня, церковь) – растила троих детей, младшим из которых был Гельмут.

С малых лет дети учились трудолюбию. Гельмут разводил кроликов, ловил раков на продажу, грузил на стройках мешки с цементом, а позже работал на автозаправке. Одноклассники вспоминают, что уже в школе он был очень предприимчив, честолюбив, стремился к лидерству.

Война не обошла семью стороной: отец вернулся с фронта капитаном, а старший брат погиб в 18 лет. Как и все немецкие мальчики того времени, Гельмут стал членом гитлерюгенда, нацистской молодёжной организации, а в 15 лет отправился в военизированный лагерь. К счастью, война заканчивалась, и подросток не успел стать солдатом; когда пришли союзнические войска, ребят отпустили по домам.

Простой немецкий мужикВ Людвигсхафене Гельмут сразу же начал работать на скотном дворе, чтобы не умереть с голоду, и лишь спустя год вернулся в школу, где сразу же вступил в только что созданный Христианско-демократический союз, ХДС. Уже тогда будущий канцлер понимал: членство в партии обеспечит ему будущее. Но чтобы стать политиком, требовалось получить высшее образование, и Гельмут начал изучать юриспруденцию, историю и философию.

Впрочем, Коль не был книжным червём. Образование и учёную степень он получил лишь ради авторитета. Коль никогда не знал ни одного иностранного языка и не имел никакой специальности, зато у него была сильнейшая воля к власти.

Уже в 1959 году, в 29 лет, он стал председателем местного отделения ХДС, в 39 – премьер-министром земли Рейнланд-Пфальц, самым молодым среди глав земельных правительств ФРГ. В 1976 году Гельмута избрали председателем партии, и он полностью её преобразовал. Говорят, чтобы привлечь в ХДС протестантов, Коль даже женился на протестантке Ханнелоре.

Германия превыше всего

Осенью 1982 года Коля избрали канцлером. Поначалу он занялся внутренней политикой: при нём вырос курс западногерманской марки, появились новые рабочие места, жизненный уровень немцев стал одним из самых высоких в мире, а страна – крупнейшим экспортёром.

Идея Коля выселить из ФРГ половину турецких иммигрантов потерпела крах, но сегодня можно сказать, что для того времени его намерения были слишком радикальными. Уже в 1982 году он пророчествовал: иммигранты с Востока никогда не интегрируются в немецкое общество. Впрочем, спустя 15 лет он изменил своё имение. Именно по его инициативе родившиеся в Германии дети иммигрантов получили гражданство. А в 2001 году младший сын Коля Петер вообще женился на турчанке.

Сохраняя тесные отношения с США, Коль стремился и к диалогу с Советским Союзом. Удивительно, но Горбачёв, пришедший к власти в 1985 году, сначала не понравился Колю: канцлер даже называл Михаила Сергеевича «советским Геббельсом». Однако уже в 1988-м Коль приехал в Москву «в роли просителя» – так пишет о нём в воспоминаниях Горбачёв. И сразу же «проситель» стал одним из лучших друзей Горби. Спустя пару месяцев, во время очередной встречи, Михаил Сергеевич согласился с идеей воссоединения немецкого народа. В ночь после этих переговоров Коль составил план, который тут же на пишущей машинке напечатала его жена Ханнелоре.

3 октября 1990 года ГДР и Западный Берлин официально вошли в состав ФРГ, с тех пор этот день является главным национальным праздником. Правда, сегодня немцы говорят, что «ГДР легла тяжким бременем на ФРГ»: восточные немцы хлынули на запад, пополнив и без того огромную армию безработных. Но главная цель – единство страны – была достигнута.

Кстати, спустя 20 лет уже бывший канцлер ФРГ Гельмут Коль поблагодарит за помощь в объединении Германий в первую очередь Джорджа Буша-старшего и лишь затем Горбачёва.

Дон Колеоне

Когда приезжаешь в Германию и видишь ухоженных немецких стариков, невольно задаёшься вопросом: что они делали в 1930–40-е годы? Об этом говорить не принято, но в приватных беседах пожилые бюргеры могут рассказать, как ходили с факелами, выгоняли евреев или как на площади у собора наблюдали за расстрелом антифашистов.

В 1945-м фашизм был побеждён, но люди-то остались. Низшие чины вермахта и СС стали работать на заводах и полях, а бывшие политики Третьего рейха заняли места во вновь созданных министерствах и ведомствах молодой ФРГ. Официально нацисты, уличённые в преступлениях, к государственным постам не допускались, но где ещё после войны взять профессионалов, как не среди деятелей запрещённой НСДАП? Первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра не раз обвиняли в том, что нацисты работали в его правительстве.

Вот и Гельмут Коль, продвигая свою партию, дружил с немецкими олигархами, несмотря на их преступное прошлое. Большинство магнатов сколотило состояние в 1930-е годы, когда в результате погромов вся собственность евреев была безвозмездно передана «арийским владельцам». Именно так фантастически разбогател немецкий промышленник, член НСДАП Фриц Рис. Он сотрудничал с гестапо, финансово поддерживал правительство Гитлера. Когда власть нацистов закончилась, «группа Риса» всё равно осталась одной из самых крупных монополий в ФРГ.

Рис тайно финансировал германские партии и некоторых политиков, в том числе Коля. Во время суда над Рисом молодые коммунисты ФРГ вышли с плакатом, на котором значились слова магната: «Даже если я позвоню Гельмуту Колю в три часа ночи, он прыгнет к телефону, чтобы мне ответить».

Спустя пару лет после суда 70-летний Рис застрелился в своём доме, но концерн остался в руках его сына. Дело замяли.

Другой немецкий промышленник, военный преступник, финансировавший нацистов, чьё имя часто вспоминают в связи с деятельностью Коля, – Фридрих Флик. Сегодня точно известно, что канцлер был замешанным в афере Флика – взятках, которые его концерн давал высокопоставленным политикам ФРГ.

Во время Второй мировой миллиардер Флик многократно умножил свой капитал, поставляя для вермахта сталь, уголь и вооружение, в благодарность за что Гиммлер «подарил» ему 50 тысяч узников концлагерей для использования на предприятиях в качестве рабов.

После войны Флик отсидел в тюрьме чуть больше двух лет, а выйдя на свободу, быстро подлатал свою хорошо сохранившуюся финансовую империю. К концу 60-х годов он снова стал финансовым лидером и влиятельной фигурой на политической арене Германии. Как это произошло, объяснить просто: всё решали деньги, которых у Флика было много.

Именно он «поднял на максимальную политическую высоту новую фигуру – Гельмута Коля», – спустя годы писал журнал «Шпигель».

Возможно, о преступлениях Флика никто бы так и не узнал, если бы в 80-е не всплыли документы, свидетельствовавшие, что промышленник с целью ухода от налогов финансировал правящую партию – ХДС. В «Шпигеле» появились статья и фотография управляющего фликовского концерна с пачкой денег в обнимку с Колем. Подпись под снимком: «565 тысяч марок переданы лично в руки канцлеру ФРГ».

В 1985-м, давая показания на суде, Коль 79 раз (!) ссылался на провалы в памяти. После громкого процесса за решёткой оказались пешки, а главные участники успешно продолжили свою деятельность.



Спустя 12 лет ФРГ потряс новый скандал, на этот раз стоивший Колю самого дорогого – власти. В начале 1998-го выяснилось, что канцлер утаил полученные партией финансовые средства в размере до 2 миллионов немецких марок. «Коль капут», «Крёстный отец Гельмут Колеоне» – писали газеты. Канцлер потерял последнее доверие избирателей и на выборах потерпел поражение.

Так закончилась эпоха Гельмута Коля и началась не менее увлекательная жизнь Коля-пенсионера.

«Ждать. Терпеть. Приспосабливаться»

После отставки Коль засел за мемуары. Первый том он посвятил памяти своей супруги, подчеркнув: «Без моей Ханнелоре все успехи и достижения были бы невозможны».

Эту скромную хрупкую женщину, прожившую с Гельмутом более полувека, немцы вспоминают с сочувствием. По их инициативе в 2004 году набережная Рейна в Людвигсхафене была названа её именем.

Ханна родилась в 1933-м в Берлине в семье инженера, увлекалась иностранными языками, была очень тихой, замкнутой девочкой. Во время войны, зимой 1944 года, 11-летнюю Ханнелоре вместе с другими немецкими девочками-подростками принудительно отправили в маленький городок Дёбельн на самом востоке Германии – туда из СССР приходили поезда с ранеными немецкими солдатами. Девочки и девушки ухаживали за ними.

В последние дни войны, когда в Саксонию вошли части Красной армии, Ханнелоре и её сестру Ирен изнасиловал советский солдат. «Надругавшись над девочкой, мужчина выбросили её в окно, как мешок с цементом», – пишет в своей книге журналист Хериберт Шван. Ударившись о землю, она сильно повредила позвоночник. Боли в спине, как и чудовищные воспоминания, мучали её всю жизнь.

В 1945-м после долгих скитаний семья Ханнелоре осела в Людвигсхафене. Девочка освоила игру на фортепьяно, усердно изучала английский и французский. Спустя годы она станет личным переводчиком своего высокопоставленного мужа.
Они познакомились в 1949-м на танцах, ей было 15, ему – 18 лет. Потом она скажет: «Я была так счастлива, что встретила мужчину сильного, как гора, к которому можно прислониться». Но Коль не торопился с браком, он ухаживал за Ханной долгие 12 лет, написав ей в эти годы около двух тысяч писем. За это время она окончила институт иностранных языков и начала работать переводчицей в крупном концерне.

В 1960 году Ханнелоре и Гельмут поженились. Когда на свет появились сыновья – Вальтер и Петер, – фрау Коль решила полностью посвятить себя семье. «Ждать. Терпеть. Приспосабливаться» – эти слова стали девизом всей её жизни. Выходные супруги Коль часто проводили на кухне – оба увлекались кулинарией.

Рассказывая о своей семейной жизни, Гельмут повторял: «Жена моет посуду, а я вытираю». Он был страстным гурманом, и Ханне приходилось постоянно бороться с лишним весом мужа: она внимательно следила за его меню, не допускала переедания. Повар кремлёвской кухни Виктор Беляев рассказывает, что, когда чета Коль посетила Москву, он приехал рано утром к ним в особняк готовить завтрак. Вдруг услышал шаги за спиной: «Оборачиваюсь и вижу перед собой канцлера Германии в халате и тапочках. Он показывает мне пальцем на сосиски и яйца – мол, приготовь. Как ребёнок меня уговаривал, сел за стол для персонала, поел с аппетитом и поднялся к себе. Через полчаса начинается официальный завтрак. Коль спускается, одет с иголочки. Есть отказался, сказал жене, что у него разгрузочный день».

В обычной жизни канцлер был обычным немецким мужиком: обожал плотно и вкусно поесть, выпить пива, отдыхал исключительно в немецкоязычной Европе, никогда не тратил лишнюю марку на себя или семью, экономил даже на подарках жене. Впрочем, такое поведение бюргеры считают правильным.

В 1993 году Ханна заболела гриппом, который вызвал серьёзное осложнение – у неё развилась аллергия на солнечный свет. Это редкое заболевание сопровождается мучительной болью и неконтролируемым страхом. Но Коль переживал расцвет своего правления, и Ханна, несмотря на боль и панику, была вынуждена появляться на публике.

Сегодня её мужеством немцы восхищаются: тогда она даже виду не подавала, что больна. Более того, на всех фотографиях на лице Ханнелоре всегда обаятельная улыбка. Только ближайшее окружение знало о муках, которые она испытывала.

Скандал с финансовыми аферами мужа сильно подкосил и без того слабую Ханну. А по слухам, она к тому же ещё и сильно страдала из-за связи любимого супруга с его молодой протеже – «Цыплёночком», как ласково называл Гельмут Ангелу Меркель. Вынужденная постоянно преодолевать боль, Ханна уединилась в особняке, окна которого были всегда плотно зашторены. Лишь глубокой ночью она могла выйти на террасу подышать свежим воздухом.

Ханна свела к минимуму общение с близкими и даже не поехала на свадьбу к сыну. Незадолго до смерти она призналась в интервью: «Я не знаю, что делать с моей аллергией. И врачи тоже не знают». Боль была невыносимой, и врачи посоветовали ей принимать морфин.

Утром 6 июля 2001 года домработница семьи Коль нашла хозяйку мёртвой. Гельмут в это время был на заседании в бундестаге. Узнав о смерти жены, вылетел в Людвигсхафен. «Я всегда тебя очень любила. И благодарю за всё, что ты для меня сделал», – прочитал он в предсмертной записке своей Ханнелоре.

Расследование показало, что Ханна свела счёты с жизнью, выпив смесь снотворного с морфином, а сам Гельмут официально заявил немецкому народу: «Ханнелоре Коль добровольно ушла из жизни, будучи не в силах выносить страдания из-за мучительной болезни – аллергии на свет». На похороны Ханнелоре пришли тысячи простых немцев и несколько видных политиков, включая ближайшую соратницу Гельмута Ангелу Меркель.

После смерти матери сыновья Колей покинули родную Германию. Вальтер живёт в США, Петер – в Великобритании. А их отец в 2007 году, спустя шесть лет после смерти верной Ханны, женился на служащей министерства экономики Майке Рихтер, с которой был знаком почти двадцать лет. Бракосочетание 77-летнего Гельмута и 43-летней Майке состоялось в больнице, куда Коль попал после случайного падения с лестницы. Вальтер и Петер на свадьбу не приехали.

«Цыплёночек»


Вскоре после смерти жены Коль надиктовал на магнитофон 600 часов своих воспоминаний. Он отдал плёнку журналисту Швану, который обязался расшифровать монологи политика и опубликовать их только после его смерти.

Но Шван не сдержал слово: в 2014 году вышла скандальная книга «Завещание. Протоколы разговоров с Колем». В ней Гельмут не только рассказывает о своей жизни и работе, но и даёт оценку известным политическим личностям, раскрывает их секреты. И самое невероятное: Коль крайне критически отзывается о своей соратнице – канцлере Германии Ангеле Меркель. Например, говорит, что, когда он познакомился с ней, та была настолько дурно воспитана, что даже не умела пользоваться ножом и вилкой, хватала еду руками.



Важные посты в правительстве Меркель стала занимать именно при Коле. Наивный Медведь очень любил Ангелу, именно тогда журналисты прозвали её «девочкой Коля», намекая на далеко не только политическую связь. Коль даровал ей массу привилегий, включая личный вертолёт.

Но когда в 1998-м Гельмут проиграл выборы, первой, кто на него набросился, стала Меркель: она потребовала отставки своего покровителя с поста лидера ХДС как «не почувствовавшего новых веяний времени». Коль ушёл, его место заняла «Цыплёночек» Меркель. Далее Коль признался в том, что его «воспитанница» сотрудничает с американскими спецслужбами, американские политики манипулируют ею как хотят, поскольку им известно о самых грязных её грешках.

Бывший канцлер временами комментирует в прессе различные события. Так, год назад он публично не согласился с миграционной политикой Меркель, а в 2014-м резко осудил санкции против России. То же самое сделали и ещё два бывших канцлера Германии – Гельмут Шмидт и Герхард Шрёдер.
В апреле Колю исполнится 87 лет. Сегодня этот исполин передвигается в инвалидной коляске, и многие отмечают, что его речь стала невнятной. Что поделаешь, возраст.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №6, февраль 2017 года