СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст За это детям можно простить всё
За это детям можно простить всё
08.05.2017 00:00
Четвероклассники стояли насмерть

За это детям можно простить всёМой класс готовился к конкурсу военной песни. В школе по такому поводу было создано пять армий. Наша называлась «Армия «Б», потому что в неё собрали учеников второго и четвёртого «Б». От каждого класса требовалось выставить 15 человек. В итоге получился военный хор из тридцати голосистых сорванцов.

Наш класс уже второй год считается танкистским отделением, у нас и форма танковых войск есть. А второклассники решили быть моряками. Поэтому мы выбрали две красивые героические песни – «Варяг» и «На поле танки грохотали».

Сначала я рассказала ребятам о крейсере «Варяг», они даже тихо всплакнули, когда представили, как уходит под воду грозный корабль. Куплет со словами «Не скажут ни камень, ни крест, где легли во славу мы русского флага» дети пели так жалостливо, что я поняла: немного переборщила с рассказом о крейсере. Со страхом думала, а как же они будут петь про танкиста, который погиб на поле боя?

Дети выдержали, уже не плакали, но личики у них были светлые и грустные. Вот за эти минуты просветления я готова простить моим маленьким бузотёрам и двойки по русскому языку, и невыученные стихи, и даже опоздания на уроки.

Скажу честно, были в классе ребята, которые обрадовались, узнав, что обязательного участия не требуется и принимаются только добровольцы. И они со счастливым видом после уроков пошли домой, не омрачив своё сознание даже мыслями о военных песнях. Когда я увидела, как пустеет класс, то даже растерялась. Набралось поначалу всего 13 ребят, остальным не хотелось лишней нагрузки.

Долго думала, а потом просто рассказала детям, что в детстве всегда выступала на таких праздниках и читала стихи Роберта Рождественского. Некоторые заинтересовались. А потом я объяснила, как меня когда-то наставляла учительница, что эти стихи надо читать так, чтобы слышался звук колоколов. Звуки «м», «н», «л», «р» следует произносить особенно ярко. Многие дети пробовали читать эти строки вслух – получится ли у них «звонить в колокола»?
В течение нескольких перемен мои ребята ходили и громко кричали:
– Вспом-м-мним-м всех поим-мён-но! Гор-рем-м вспом-мним-м своим-м!

– Н-не пл-ллачьте! В гор-р-рл-ле сдер-р-ржите стон-ны, го-рр-рькие стон-ны.

Всем почему-то захотелось читать стихи. Я поняла, что достучалась до детей. Выбрали чтецов, добавили к поющим, желающих стало даже больше, чем надо. Я сказала, что не буду никого уговаривать, если кто-то хочет уйти, может просто не посещать репетиции. И тут свершилось чудо: народ стоял насмерть! Уходить никто не хотел, все стремились петь в основном составе.

На репетиции являлись с удовольствием, к нам прибегали второклашки, и мы пели от всей души. У каждого четвероклассника был друг второклассник, стоявший впереди него. Прибегая на репетиции, малыши уже махали руками «своим четвероклассникам», иногда сообщали, что Васька заболел, поэтому вместо него пришёл запасной человек.

В нашем классе у каждого певца появился свой «запасной», который вставал в строй вместо заболевшего товарища. Все стали учить слова и с огромным желанием пели песни. Мне кажется, «запасные» в душе мечтали о том, чтобы «основные» заболели и не пришли в школу.

В соседних армиях нанимали специалистов по вокалу, которые занимались с детьми и ставили им голоса. А мы просто пели как могли и каждый раз заново переживали события, о которых рассказывалось в песнях.

А потом был конкурс. Пять армий показали все свои таланты, у многих песни были новые и интересные. Мы же вышли с теми, которые отражают историю нашей страны. И стихи мои малыши прочитали звонко, и пели от души, и всё у нас получилось хорошо. Заняли первое место.

Но не это главное. Главное – то, что у нас появились друзья-второклассники, и мы очень радуемся, когда встречаемся с ними в школьном коридоре. Главное, что теперь мои дети с удовольствием поют эти песни дома и на улице, да так часто, что родня и соседи тихо сползают по стенке.

Теперь мои дети спрашивают: а что мы будем петь в будущем году?

Из письма Дариги,
г. Улан-Удэ
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №18, май 2017 года