СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Родня Право стоять на трибуне
Право стоять на трибуне
12.05.2017 00:00
Туда пускают только самых достойных людей

Право стоять на трибунеЗдравствуйте, уважаемая редакция! Каждая семья – это маленькое государство со своими порядками, традициями, радостями и горестями и, конечно, историей. В каждой из поколения в поколение передают интересные рассказы, которые со временем становятся легендами. Не исключение и наша семья.

Прапрабабушку и прапрадедушку мне увидеть не довелось, но вот что я о них знаю.

Начало XX века, уральское село Малая Лая. В молодой семье Евстафия и Доминики Семёновых родилась старшая дочь Аполлинария. Шла к концу Гражданская война, время голодное, тяжёлое. Но Евстафий Осеевич трудился на шахте, держал хозяйство. Вслед за старшей дочерью один за другим на свет появились ещё дети: Мария, Конон, Ефим, Дмитрий. Их было больше, но не все выжили в суровые годы становления советской власти.

Впоследствии Доминика Павловна за воспитание детей была награждена медалью. Она не работала, вела хозяйство и воспитывала детей. А дети росли хорошие – добрые, честные, порядочные, старательно учились. Только сами родители так и остались неграмотными. Евстафий, расписываясь в ведомостях, ставил букву «С» – единственную, которую выучил.

Будучи неграмотными, Евстафий и Доминика понимали, как важно учиться, и старались дать детям образование. Старшей, Аполлинарии, снимали угол в райцентре, чтобы девушка жила ближе к школе. Раз в неделю к ней приезжал отец, привозил продукты.

Вот школа осталась позади, Аполлинария поступила в медицинское училище, ей дали место в общежитии. Родители гордились дочерью: городская теперь, но отца и мать не забывает, пишет, приезжает на каникулы, скоро будет доктором, а это, считайте, самый уважаемый человек на селе!

Аполлинария стала работать в фельдшерском пункте. Старший из сыновей, Конон, только окончил семилетку, родители думали, как его дальше учить. Но наступил 1941 год, разрушивший привычную жизнь, сломавший множество судеб.

Как врач Аполлинария сразу ушла на фронт, Мария, окончившая курсы счетоводов, пошла работать учётчицей, Конон уехал в город, устроился на завод – ведь стране нужны снаряды, пушки, танки. Только двое младших сыновей, семилетний Ефим и четырёхлетний Дима, остались с родителями.

Опустело родовое гнездо. Старшие работали не покладая рук, некогда было проведать родителей – всё только для фронта, для Победы. Каждый день Доминика Павловна, стоя у ворот, вглядывалась, не идёт ли почтальон – вдруг старшенькая с фронта напишет. Изредка от Аполлинарии приходили короткие весточки, и мать радовалась: жива дочка! Бежала к соседям, чтобы прочитали, что Поля пишет. Но однажды вместо долгожданного письма почтальон, пряча глаза, протянула листочек и сказала: «Держись, Домна, у тебя дети».

Мать, потерявшая дочь, завыла в голос. Сбежались соседки, кто-то из них уже получал похоронки на близких, другие всё время с замиранием сердца ждали. Поддерживая Доминику, каждая думала о своих воюющих или вспоминала погибших.

Пережили прапрабабушка и прапрадедушка и эту беду. Пришла долгожданная Победа. Приехал в Малую Лаю лейтенант Тимофеев, привёз родителям орден Красной Звезды, которым наградили Аполлинарию, рассказал о гибели девушки и поклонился за дочь, спасшую жизни многим бойцам.

Вскоре Конон привёл в дом невесту, Мария вышла замуж, у Евстафия и Доминики появилась новая забота – внуков нянчить. Молодые на работу – малышей бабушке с дедушкой, чтобы под присмотром были. Тем временем младшие сыновья уже институты окончили, Ефим работал директором школы, Дмитрий – в уголовном розыске. Евстафий и Доминика радовались, глядя на детей: у всех работа, дом, в семьях лад. Но и неудивительно, так их воспитали.

Мария стала известным специалистом в своей области, к ней со всего города приезжали за помощью и советом. Конон 56 лет проработал на заводе, стал депутатом горсовета. Ефим был деканом физико-математического факультета Нижнетагильского пединститута. Дмитрий дослужился до заместителя начальника уголовного розыска Свердловской области.

Моему прапрадедушке Евстафию Осеевичу было почти 90 лет, когда в праздник 1 Мая он сказал, что у него есть мечта – постоять на трибуне во время демонстрации. Все родственники принялись его отговаривать, ведь на трибуну тогда можно было попасть только по специальному пропуску. Но переубедить старика никому не удалось. Надел парадную рубаху (он всегда носил старомодные косоворотки), шляпу, закрутил усы и пошёл.

Конечно, старика остановили, стали объяснять, что на трибуну нельзя, туда пускают только самых достойных людей. И тут Евстафий тихо, но твёрдо сказал: «У меня старшая дочь на войне геройски погибла, старший сын – депутат горсовета, второй сын – профессор, младший – заместитель начальника милиции области. Неужели я, вырастивший таких детей, не заслужил права постоять на трибуне?» Перед ним расступились, усадили на лучшее место.

Простые деревенские неграмотные люди, мои прапрабабушка и прапрадедушка, прожили свою долгую жизнь честно и правильно. И пусть я их видела только на фотографиях, расскажу о них своим будущим детям.

Из письма Полины Ботвинник,
г. Нижний Тагил, Свердловская область
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №18, май 2017 года