Займёмся «Любовью…»
16.08.2017 16:50
ЗаймемсяНаверное, многие зрители хорошо помнят шоу «Любовь с первого взгляда». Эту телеигру можно назвать легендой девяностых, ведь она была единственной в своём роде. На контрасте с консервативным советским телевидением новая передача, где запросто знакомятся парни с девушками, произвела эффект разорвавшейся бомбы.

Комната, полная золота

Правила игры были довольно просты. В студии друг напротив друга садились три девушки и три парня, ранее не знакомые. Ведущие задавали вопросы, иногда довольно каверзные. Самое главное происходило в конце передачи. Каждый из участников на пульте перед собой выбирал понравившегося партнёра или партнёршу, а затем зрителям показывали, какие пары совпали. Это и была «любовь с первого взгляда».

Призом для образовавшихся пар служил поход в ресторан – хорошее вознаграждение для тех лет. Но в ресторане им было не до еды, ведь требовалось как можно больше узнать друг о друге: впереди – вторая часть! На следующий день пару ставили перед пультами и задавали вопросы о личных особенностях и привычках партнёра. Оба писали ответы, и если они совпали – получи балл. Если же нет – зря накануне много ели, нужно было общаться.

По количеству полученных баллов парам назначали число выстрелов по виртуальному табло: девять полей, под которыми находились пять призов и супер-приз – романтическое путешествие. За 20 секунд нужно успеть сделать все выстрелы и выиграть максимум призов. По нынешним временам довольно скромных: наборы книг, посуды, телевизор, абонемент в спортзал и тому подобное.

Перед закрытием программы правила немного изменились: она выходила уже не за два дня, а за один, ресторан отменили, и зрители голосовали за пару, которая должна принять участие во втором туре, если образовалось несколько пар.

В передаче участвовали люди разного возраста, в основном, конечно, молодые. Были даже дети, которые давали очень смешные ответы. Одна девочка лет пяти на вопрос «что такое счастье?» ответила: «Это комната, полная золота».

Судьбы участников телепередачи в дальнейшем сложились по-разному. Кто-то действительно смог найти на шоу свою вторую половинку, кто-то – нет. Но как бы там ни было, все участники передачи дарили зрителям необыкновенные эмоции. Наталия Стеценко, генеральный директор телекомпании «Игра-ТВ», так отзывалась о «Любви с первого взгляда»: «Эта программа дала нам очень многое, хотя нас тогда все ругали! Но это оказалась революционная игра, молодёжь прямо хлынула. У нас офис завалили письмами, писали со всей страны, популярность бешеная».

Малоопытный Крюк

Ведущих для шоу подобрали необычных – ими стали Борис Крюк и Алла Волкова. Борис выглядел умным и «правильным» молодым человеком, казалось, что в детстве он был беспроблемным ребёнком. Но это не так.

Борис Александрович вспоминает: «Мама (Наталия Стеценко) – занятой человек, дневала и ночевала в «Останкине». С отцом они разошлись, когда мне не было и пяти лет. В детстве я ходил на пятидневку, потом стала забирать к себе бабушка. Кстати, именно она отвадила меня от дурной компании (многие из моих уличных друзей уже успели отсидеть). Но хулиганом я не был. Когда мы играли в футбол или бренчали в подвале на гитарах, я понимал: это всё можно. Даже когда портвейн пили, тоже понимал – можно. Но как только дело касалось битья стёкол в ларьке, я увиливал. Отличником в школе никогда не был, в институте учился ещё хуже, меня интересовали не прокатные станы, а совсем другие вещи».

Тем не менее Борис окончил МГТУ имени Баумана и получил профессию инженера-конструктора. Впрочем, по прямой специальности Борис Крюк работать не стал, а сразу же устроился на телестудию, скорее всего, не без помощи мамы. В «Останкине» он работал сотрудником молодёжной редакции.

В августе 1990 года Борис женился – Инна, первая жена Бориса Крюка, была микробиологом, – а в сентябре в Москву прилетел английский продюсер, который хотел продать советскому телевидению британские программы. Бизнесмен привёз два чемодана с видеокассетами. Поскольку передачи в основном были игровые, «Совтелеэкспорт» в качестве консультанта пригласил Владимира Ворошилова, ведущего программы «Что? Где? Когда?», а тот призвал на помощь родственников – жену Наталию Стеценко и пасынка Бориса Крюка. Им всё показалось неинтересным: люди стоят, нажимают на кнопки и отвечают на вопросы. Забавной и необычной была только «Любовь с первого взгляда», её и купили.

Советские телевизионщики поехали в Великобританию, в город Ноттингем, где компания «Игра-ТВ» снимала пилотный вариант «Любви с первого взгляда». Качество европейской техники поражало воображение, а совместная работа оказалась полезной и интересной. А поскольку у советской стороны денег на съёмки не было, весь процесс финансировали англичане. «Они нам как сотрудникам выдали по сто фунтов, – вспоминает Наталия Стеценко, – я вот крестик купила там за десять фунтов и с тех пор его не снимаю».

На советском телевидении работа над программой была сплошной импровизацией. Ещё несколько лет нашим помогали англичане – увидев в телецентре технику середины 1970-х, они схватились за голову. И были очень удивлены, когда в результате получилась идеальная картинка. Англичане привезли компьютеры, которых на нашем ТВ тогда не было, и иностранный специалист делал все заставки – вылетающие сердца, стрельбу из лука.

«Любовь…» должен был вести Андрей Козлов, а Борис Крюк – другое шоу, «Брэйн ринг». Андрей отбирал народ для пилотного выпуска и очень устал, слишком много оказалось желающих. Борис на какое-то время его подменил. Когда Ворошилов просматривал кассеты с участниками, обратил внимание на Крюка и сказал при этом: «По Боре видно, насколько он ничего не понимает в любовных делах! Пусть и набирается ума-разума вместе с телезрителями».

И правда, усатый Козлов выглядел мужчиной опытным, и могло показаться, что он смотрел на происходящее чуть свысока, менторски, а Крюк в своих очках производил впечатление наивного «ботаника». Так произошла рокировка.

Сложные приспособления для любви

Кстати, сами телевизионщики в обиходе сократили название передачи до одного слова – «Любовь…». Из-за этого не раз возникали забавные ситуации.

Звукорежиссёр программы Наталия Плуталова однажды позвонила в техническую дирекцию телецентра и сказала: «Мне необходимы сложные технические приспособления для «Любви…». Руководитель службы, услышав столь смелое заявление от 55-летней дамы, долго приходил в себя.

В другой раз Борис Крюк в «Останкине» после монтажа программы «Что? Где? Когда?» ехал в битком набитом лифте с редактором Валентиной Андреевой. Валентина в полной тишине устало выдохнула: «Да, Боря, только одного не знаю, когда мы с тобой «Любовью…» займёмся». Остальные пассажиры лифта были шокированы.

Борис Крюк признаётся, что в плане азарта ему ближе «Брэйн ринг», но ни в каком другом формате он не получил бы возможность так безудержно импровизировать, как в «Любви…». Ему нравилось вести «Любовь с первого взгляда», хотя это было очень сложно. Актёры и режиссёры считают, что комедия требует гораздо больше усилий, нежели трагедия, вот и Борису оказалось проще провести пять игр «Что? Где? Когда?», чём одну легкомысленную «Любовь с первого взгляда». На съёмках «Любви…» возникал простор для импровизации, но если ведущий не знал, что дальше сказать, как пошутить, то в воздухе повисало напряжение.

Свою программу «Что? Где? Когда?» Ворошилов считал самой важной и требовал, чтобы вся команда «Игра-ТВ» работала в первую очередь на неё. Так что Борису Крюку нередко приходилось скрывать от Владимира Яковлевича свою параллельную деятельность. «Он меня не трогал семь-восемь дней, пока шли съёмки блока программ, – вспоминает Крюк. – Но сказать Ворошилову, что мне некогда заниматься «Что? Где? Когда?», ведь на носу другие съёмки, – это был бы смертельный номер! Мы потому и снимали по два-три десятка выпусков за один заход. Иначе не получалось выкроить время. Ворошилов со скрипом давал нам на это месяц, зато на подготовку четырёх прямых эфиров «Что? Где? Когда?» отводилось три месяца, причём первые два были очень тяжёлыми».

За годы существования передачи чуть ли не все зрители уверовали, будто Алла Волкова, соведущая «Любви…», – жена Бориса Крюка. Оба это категорически отрицали, но зрители всё равно не верили. Был случай, когда Крюку даже не хотели продавать билеты в авиационной кассе. Кассирша посмотрела на фотографию в паспорте его супруги и с укоризной сказала: «Это не ваша жена».

Волкова смеётся: «Собственно, я Бориса очень люблю, у меня к нему такая сестринская любовь (я же старше его). И плод этой любви – наша программа. Борис ко мне тоже всегда относился нежно и до сих пор относится. Но у него совершенно другой тип женщин в голове, он женился на других».

Какая-то мистика

Алла Волкова пришла в молодёжную редакцию телевидения в 1979 году, отыграла несколько сезонов в клубе «Что? Где? Когда?» в качестве знатока, после чего стала работать редактором. Когда в 1990 году возникла «Любовь с первого взгляда», её пригласили на программу ведущей. «Я была приятно удивлена и как человек ответственный бросилась в библиотеки читать Фрейда, – рассказывает Алла. – Не поверите, я даже два года ходила на курсы психологии, которые вела моя знакомая, ректор вуза».

Впрочем, сама Алла считает, что эта работа была для неё скорее хобби, увлечением, которое она совмещала с основной редакторской должностью.

Ведущие передачи удачно дополняли друг друга. Борис Крюк – это интеллект и юмор, а Алла – женское легкомыслие, наряды, стрижки. Её даже перекрасили в блондинку. Да и сама ведущая добавила своему образу немного ветрености. Но при этом стоит отметить, что Алла Волкова никогда не выглядела пошло или глупо.

«Я в жизни совершенно другая! – признаётся Алла Викторовна. – Но в нас же сидит масса всяких характеров. И в разные моменты человек проявляется по-разному. У нас был хороший стилист Александр Шевчук. Когда он менял мою внешность, ему все рукоплескали! Группа смотрела на меня с удивлением – каждый раз он рисовал мне новое лицо! За это я ему очень благодарна, потому что меня узнают только по голосу. Он же подбирал и костюмы».
На программе работали разные стилисты, и образ Волковой постоянно менялся – разный макияж, разные причёски. Сценический имидж Аллы не имел никакого отношения к реальной жизни. И когда она выходила на улицу, будучи самой собой, люди её попросту не узнавали.

Интересно, что у Аллы с Борисом в процессе работы случались мистические совпадения. Волкова рассказывает: «Помню, мы должны были ехать из разных мест на репетицию, я стою в метро на платформе, подъезжает поезд, и я просто почувствовала, что сейчас увижу в вагоне Бориса. Вхожу – он сидит. Ещё было забавно, когда я перевела своего старшего сына в новую гимназию, он пришёл после первого дня учёбы и говорит: «Мама, ты знаешь, я учусь в одном классе с сестрой Бориса Крюка!» У Бориса есть сестра Настя, и они оказались одноклассниками!»

Слишком легкомысленная

После закрытия шоу Волкова действительно вышла замуж, уже в третий раз, но вовсе не за Бориса Крюка, а за Игоря Иванникова, бывшего солиста группы «Доктор Ватсон», с которым и сегодня счастлива в браке. Алла Викторовна работает редактором всех программ, которые выпускает продюсерский центр «Игра-ТВ».

У Волковой двое взрослых сыновей, Юлий и Артур, есть внук и внучка. Живёт она в загородном доме в Подмосковье, любит печь пироги, кататься на велосипеде, обожает собак (у неё их несколько) и делает фенечки из натуральных камней.

Борис Крюк продолжает трудиться на телевидении – после ухода из жизни Владимира Ворошилова он занял место ведущего телеигры «Что? Где? Когда?». От первого брака у него двое детей – Михаил и Александра. Вторично Крюк женился на Анне Антонюк, от этого брака две дочери – Александра и Варвара.

Передача выходила в эфир почти восемь лет, это достаточно большой срок для развлекательного шоу. В 1991–98 годах редакция сняла около 200 выпусков «Любви…».

Когда программа закрылась, многие спорили о причинах, выдвигая самые невероятные версии. На самом деле всё банально: последние фактические съёмки происходили в 1998 году, на дворе стоял кризис. Передача обходилась создателям в круглую сумму, во многом из-за дорогих декораций и компьютерной техники.

«Любовь с первого взгляда» стала появляться на экранах всё реже и реже. В одном из интервью Борис Крюк, вспоминая те времена, сказал, что закрытие программы было вполне логичным и произошло по согласию всех сторон, принимавших участие в её создании.

В 2011 году предпринималась попытка возобновить шоу с несколько изменёнными правилами на канале «Эм-ти-ви», но, увы, неудачно.

Кстати, все проекты телевизионной компании «Игра» не единожды награждались премией «ТЭФИ». А «Любовь с первого взгляда» не была отмечена: коллеги её не признали, видимо, считали, что это слишком легкомысленное шоу. Руководство телевидения тоже неоднозначно относилось к программе: «Любовь…» показывали в неудобное время – в полночь. Но всё равно рейтинги зашкаливали, зрители передачу любили.

Но программу пересматривают до сих пор. Её особенностью было полное отсутствие юмора ниже пояса. В отличие от некоторых современных шоу, «Любовь с первого взгляда» – светлая, чистая, но при этом захватывающая игра.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №32, август 2017 года