Разрушены основы воспитания
04.09.2017 19:57
Это не школа, а какое-то анархическое заведение

РазрушеныЗдравствуйте, уважаемая редакция дорогой «Моей Семьи»! Начался новый учебный год, и я бы очень хотела коснутьася темы нескольких писем из последних номеров газеты.

Мне 35 лет, замужем, семья обеспеченная, я работаю, воспитываем двоих детей, мальчика и девочку. Пишу так подробно, потому что это важно, особенно для людей, которые читать умеют, а думать – нет.

В этом году я в третий раз пришла в первый класс. Да-да, именно я, и вот как это получилось. Мои дети ходили в замечательный садик. Хотя он и муниципальный, но с нашими детьми там очень много занимались и всесторонне их развивали. В позапрошлом году старший сын пошёл в первый класс; он обычный нормальный мальчик, может быть, немного невнимательный и ленивый.

Мы серьёзно готовились. У меня остались школьные воспоминания об октябрятах, пионерах, о моей строгой, но справедливой первой учительнице Нине Ивановне Басалаевой из ленинградской школы №145. Она учила нас не только читать и писать, но и быть ответственными, аккуратными, собранными.

Учительница сына оказалась молодой, приветливой и общительной. Мы порадовались, да рано: очень скоро поняли, что попали не в школу, а в некое анархическое заведение.

Какие-то непонятные уроки по тридцать минут – не успеешь отвести ребёнка, уже надо его забирать. Заданий нет, оценок нет, более того, учителям вообще запрещено как-либо выделять детей! Только куча совершенно невнятных учебных пособий, специальных тетрадей, дополнительно купленных методичек, в которых на страницу текста одно задание, да и там надо лишь поставить галочку в окошке. Соответственно, запись домашнего задания выглядит как длинное зашифрованное послание с бесконечным перечислением номеров, страниц и пособий, ведь нумерация задач в учебниках теперь не сквозная, а своя на каждой странице. Ничего не скажешь, очень подходит для семилеток, не умеющих нормально писать.

Некоторые задания для детей семи-восьми лет написаны так, что я, человек с высшим образованием, с большим трудом постигала их смысл. При этом если ученик забыл тетрадь или учебник, следует лишь мягкое порицание. Такая же реакция на небрежное ведение тетради, грязь, а ведь это неуважение к учителю – неужели ему всё равно? Я дома требую аккуратности, а в классе намазюкал – и ладно? О том, зачем нужны линейка и ластик при графических диктантах, сын вообще узнал только от меня.

Результатом такой «учёбы» стало то, что забытая дома игрушка оборачивалась настоящей трагедией, а добиться от сына аккуратных тетрадей и сложенных в портфель принадлежностей было практически невозможно. А зачем? Канцтовары вообще исчезали, как в чёрной дыре: с какой стати за ними следить, если можно писать чем угодно?

То же происходило с домашними заданиями, которые потихоньку всё-таки стали давать. Но зачем учить, ведь никто не ругает и оценок не ставит! И только во втором классе я настояла, чтобы учительница ставила двойки в тетрадь, потому что ребёнок совершенно перестал учиться. И чего мама бесится каждый вечер?!

Если раньше учителя сетовали, что родители не помогают, теперь школа не просто не помогает, но планомерно разрушает то, что так усердно закладывали воспитатели в детском саду, и так старательно воспитывала в ребёнке я. Кто придумал эту систему? Как можно заставить семилеток работать за идею? Пусть не ставят двойки, но пятёрки должны быть, или звёздочки, или рожицы – да что угодно! Первый класс хуже садика.

Ещё очень жаль, что отменили дежурства по школе, – это когда старшие классы следили за порядком на этажах и лестницах; таким образом вырабатывались ответственность, самостоятельность. А сколько теперь травм случается на переменах! Я сменила кучу школ (родители – военные), но не было такого количества несчастных случаев, сколько произошло за первый учебный год сына. Гиперактивные дети, засидевшиеся от безделья, на переменах буквально сходят с ума и дерутся со всеми подряд, потому что ничего другого не умеют!

А ещё выяснилось, что у нас среди тридцати очень активных детей оказался мальчик с особенностями развития, как это теперь принято называть. И вот три четверти этот несчастный ребёнок мучился сам и мучил класс и учителя: уроки просиживал под партой, а на переменах мазал слюнями и соплями одноклассников, кого-то поколачивал. Привет инклюзивному образованию!

Как выяснилось, нам ещё очень повезло: в параллельном классе мальчик с особенностями избивал одноклассников так, что пришлось снимать побои. Однажды досталось и учителю.

На первом родительском собрании мы объединились в группу в социальной сети вместе с учителем. Я понимаю, что сейчас это реальная помощь педагогу, хотя мне не очень нравится наблюдать в интернете её личную жизнь. Но через некоторое время почти все родители благополучно переместились в вотсап (программа для быстрого обмена сообщениями в мобильных устройствах. – Ред.), и вот тут я оказалась в той же ситуации, что и Татьяна, автор одного из писем, сына которой забыли пригласить на выпускной утренник.
Я могу себе позволить любой телефон, но пользуюсь обычным кнопочным и не понимаю, почему должна покупать неудобный для меня смартфон, подключаться к ненужной мне сети и слушать бесконечные сигналы пришедших сообщений. К сожалению, в отличие от наших воспитателей, учительница для связи с родителями полностью ушла в эту сеть и нечасто вспоминает о таких «нестандартных» мамах, как я. Естественно, я выпала из организации жизни класса.

Более того, в вотсапе стали выкладывать и домашние задания, и информацию о мероприятиях и прочих событиях. При этом дети совершенно перестали вести дневники. Пришлось вместо учителя приучать ребёнка к тому, чтобы спрашивал и записывал домашнее задание и другую информацию. А как же воспитание ответственности и самостоятельности, осознание важности своего дела? А никак.

Нет, я не против школьного портала в интернете, но только чтобы на нём публиковалась информация об оценках. Скажите, какой ребёнок, посмотрев в интернете задание, сразу выключит компьютер и пойдёт заниматься, особенно если он дома один? Я очень стараюсь научить своих детей жить и развлекаться без помощи электронных устройств. Но как можно оградить от компьютера таких маленьких детей, если в первом же проекте (!) по окружающему миру семилетнему ребёнку предложили найти в интернете информацию о своём городе, фотографии его видов и составить о нём рассказ? Или нарисовать город. Получается, кто-то из родителей должен уволиться с работы и сидеть дома, чтобы обеспечить ребёнку сначала контролируемый доступ в интернет, а затем выполнение изумительных по глупости домашних заданий.

Разработчики этой программы вообще когда-нибудь видели детей? Почему им дают домашнее задание, которое невозможно сделать самостоятельно? Почему авторы этого задания обязывают нас иметь дома не только компьютер, но и принтер? Почему я или муж, целый день отработав за компьютером, вечером дома должны садиться за него вновь, чтобы сделать этот дурацкий проект?

Как же моя учительница справлялась без вотсапов, компьютеров и фотографий? И нам было стыдно за грязь в тетради, за забытый пенал и невыученный урок. А теперь педагог на уроке отбирает у играющего ученика смартфон, а тот, не стесняясь, начинает рыдать и визжать на весь класс. О каком уважении к учителю можно говорить, если он превратился в одно из устройств: только лишь включает проектор с видеоуроком.

А ещё есть бесконечные школьные праздники, каникулы и «передышки» для первоклассников, не считая двухнедельного предновогоднего карантина. Только ребёнок втянется – всё, отдыхаем, уработались.

Когда мы во втором классе почти ночью делали очередной проект на тему «Назови своих учителей, расскажи, что они тебе дали, напиши несколько добрых слов о них», я долго пыталась сообразить, какие добрые слова может написать ребёнок каждому своему учителю, и, кроме открыточно-поздравительного варианта, ничего из себя не выдавила. А мой засыпающий ребёнок (кстати, хорошист) написал: «учитель музоки» и «учитель фез-ры». По-моему, это наилучшая оценка всей системе так называемого образования.

Отдельный разговор о столовых. Нет, кормят вроде хорошо, да только кто-то додумался разрешить продавать в школах не только пирожки с чаем, но и жвачки, и конфеты непонятного происхождения и состава.

Я давала сыну деньги на пирожки до тех пор, пока однажды не вытрясла из его портфеля целое ведро фантиков от этой дряни и пару испорченных тетрадок. А когда перестала выделять средства, его стали угощать добрые друзья. Да, дома имеется сладкое в свободном доступе, но в классе-то вкуснее, вроде как ешь со всеми. В результате стандартный зимний «апельсиновый» дерматит в этом году продержался у сына до середины июня. А ведь в классе есть дети с диабетом, избыточным весом, аллергики! Как такую дрянь допускают к продаже в школе?

Несколько раз порывалась перевести сына в другую школу, но потом поняла, что везде одно и то же. В этих условиях хоть что-нибудь зависит только от педагога? Нет, наша учительница, конечно, очень старалась и всё-таки превратила это стадо дикобразов в класс, даже какой-то командный дух выработала. Но пресечь в детях тягу к дешёвой популярности за счёт освоения гадостей из взрослого мира ей не удалось: быть мальчишом-плохишом легче и круче. А ведь детки-то подобрались хорошие…

Конечно, я понимала, что школа изменилась. Но что разрушены сами основы воспитания ответственного, порядочного, культурного человека, не обязательно медалиста, – этого я не могла представить и в страшном сне. Учёба вопреки, обо всём и ни о чём.

Сколько детских и родительских нервов, потраченного времени можно было бы сберечь, если бы заумные составители современных учебных программ, выросшие, кстати сказать, на советских представлениях о школе, хотя бы в основе оставили всё лучшее, что десятилетиями оттачивалось на поколениях советских школьников! Или этим педагогам тогда было так плохо, что специально камня на камне не оставили?

В этом сентябре в первый класс пошла моя дочь. Может быть, нам повезёт и ещё остались те, советские, Мариванны, которые смогут вопреки современному образовательному кошмару посеять разумное, доброе, вечное в душах маленьких и добрых детёнышей.

Специально не указала наш город, потому что он небольшой и понять, о ком я написала, не составит труда. Проблема не в конкретных педагогах нашей школы, а в системе образования: если бог дал мозги и папу с мамой, ты человек, а нет – так и не нужен никому. Думаю, отец нашего любимого автора Станислава Олефира, который был прекрасным педагогом, не очень бы обрадовался, узнав, что теперь нужны только гениальные или обеспеченные дети. А те, кто мог бы стать просто хорошими рабочими, специалистами, нынешней системе образования не нужны.

Спасибо, дорогая «Моя Семья», что прочитали такое длинное письмо, а может, и за то, что его напечатаете. Просто я в шоке от того, во что превратилась школа. Как  такое допустили? Может, что-нибудь всё-таки будет меняться, ведь создаются уже какие-то патриотические движения для детей. Значит, не так всё было ужасно в советское время, и нужен какой-то ориентир, чтобы человеку стало стыдно оказаться плохим.

Из письма Екатерины
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №35, сентябрь 2017 года