Синдром Хлестакова
26.02.2012 00:00
Сын рассказал жуткую историю о том, как его похитили

Синдром ХлестаковаЗдравствуйте, уважаемая редакция газеты «Моя Семья»! Обратиться за помощью к замечательному психологу Галине Ивановне Белозуб меня заставили отношения с сыном. Очень прошу, не оставьте это письмо без ответа!




Моему сыну почти 12 лет, чуть меньше года назад он начал врать и воровать. Крадёт у нас с мужем, у наших друзей, когда они приходят в гости, в школьной раздевалке и даже прямо на уроке у учительницы. Не могу передать словами, как мне стыдно!

У нас нормальная семья, мы с мужем работаем, имеем средний достаток, есть жильё и всё необходимое. Всегда старались, чтобы дети ни в чём не нуждались. У нас ещё есть дочь, ей почти 9 лет. С девочкой нет проблем, а вот как выстроить отношения с сыном, чтобы он подкорректировал своё поведение, не знаю.

У Максима очень буйная фантазия. Недавно, чтобы избежать наказания за двойки и враньё, он рассказал жуткую историю о том, что его похитили. Ужасно напугал нас с мужем, мы вызвали полицию и только там, под нажимом следователя и психолога, сын рассказал, что всё выдумал. Ребёнок искусный манипулятор, он хотел, чтобы его не наказали, и своего добился. Наказывать его никто не стал, на это просто не было сил.

Ещё случай. Максим попросил денег на день рождения друга, а на самом деле прогулял их с друзьями в развлекательном центре.

Прошлой весной учительница поймала его за распитием «энергетиков». Мы с мужем объясняли сыну, что таким образом он наносит вред здоровью. Надеюсь, Максим осознал, но уверенности нет, ведь деньги воровать он всё равно продолжает. Придумал, что деньги у него вымогают старшеклассники, и только когда мы собрались в школу и полицию, признался, что соврал.

Вообще врёт он по поводу и без. Например, говорит, что пошёл в музыкальную школу, а на самом деле гуляет с друзьями.

Мы пробовали с ним разговаривать, объяснять, что так поступать нельзя. Пытались задабривать деньгами, лишать удовольствий, поощрять в случае хорошего поведения. Несколько раз у мужа заканчивалось терпение и он бил сына ремнём, а я была так зла на ребёнка, что не заступалась. Но даже такая крайняя для нас мера не помогла – в тот же день Макс украл деньги.

Мы обратились к психологу, но пока, кроме тестов на её занятиях, ничего не происходит, а поведение ребёнка не меняется. Я очень боюсь за него.
Галина Ивановна, умоляю, помогите! Я не хочу, чтобы мой сын угодил за решётку, а чего хочет он, не понимаю. Каждый раз после инцидентов Максим обещает измениться, но слова остаются только словами.

Из письма Лилии,
г. Воронеж

Комментарий психолога

Дорогая Лилия! Я бы рада вам помочь, но для полноценной консультации в вашем письме недостаточно информации. Не корите себя за это – когда человек испытывает стресс, у него в коре головного мозга возникает доминанта и ни о чём другом, кроме своей проблемы, он думать не может. Поэтому и вам, и другим родителям, у которых появится необходимость обратиться за помощью к психологу, подскажу, какую информацию необходимо подготовить.

Нужно представлять наследственность ребёнка: каковы его предки, есть ли среди них люди, склонные ко лжи, беспечные. Как проходили роды. Какие заболевания ребёнок перенёс в раннем детстве. Какие отношения сложились с отцом, матерью. Как отреагировал на рождение сестры, какие сейчас с ней отношения, нет ли ревности. Как учится ребёнок и как учился раньше. Как складываются отношения с одноклассниками, есть ли друзья, и какие они, эти друзья. Имеются ли у ребёнка увлечения и насколько они постоянны. Как складываются отношения с учителями. И, наконец, очень важно, как ребёнок спит и какие ему снятся сны. Если он рисует, то какие рисунки и какой цвет предпочитает.

Ну а мы с вами, Лилия, пока постараемся что-то соорудить из тех крох информации, которые есть в вашем письме.

1. Мальчик сочинил историю о том, что его хотели похитить. О чём нам это говорит? Этой историей он хотел привлечь к себе ваше внимание. Я, конечно, не знаю всей ситуации, но этот факт даёт возможность предположить, что ему не хватает вашего внимания.

2. Ребёнок берёт деньги, не опасаясь выглядеть в глазах других людей плохим. Можно предположить, что он не стремится быть хорошим. Возможно, обижу вас своим предположением, Лилия, и, может быть, я сто раз не права, но у меня возникают подозрения, что к детям в семье сложилось такое отношение: хорошая примерная девочка – и мальчиш, который всё время плохиш. Может быть, сестрёнку всё время ставят брату в пример.

Неоднократно было экспериментально доказано, что ребёнок стремится оправдать ожидания взрослых. Ещё в 1947 году в одной из американских школ психологи провели такой эксперимент. Они якобы провели тестирование детей и назвали педагогам имена самых способных. Выбирали они эти имена наугад. И что вы думаете? Педагоги ожидали от этих детей хороших результатов, неудачные результаты считали случайностью, и через некоторое время дети оправдали ожидания взрослых.

Может, я не права, но настоятельно рекомендую вам проанализировать все ваши слова, обращённые к мальчику, жесты, мимику. Нет ли в вашем отношении ожидания чего-то плохого от ребёнка? Дети очень внушаемы. Если ребёнку говорить, что это случайный в его жизни поступок, что на самом деле он волевой и просто замечательный, у него достанет сил справиться со своими слабостями, то так и будет. Ребёнок ведь не знает, какой он, – его образ формируем мы, и уже в этот образ он встраивается.

3. Мальчик ворует деньги для того, чтобы потратить их на друзей, выглядеть в глазах других ребят значимым. В каком-то смысле он покупает себе место в группе, а это значит, положение, которое он занимает в коллективе, его не устраивает. Либо действительно ребята относятся к нему не очень хорошо, либо он полагает, что имеет право занимать более высокую позицию. То есть ему необходимо самоутвердиться. Он нашёл только один способ, как это сделать, – деньги. Но мы взрослые, учитывая его особенности, можем ему помочь.

4. Факты, приведённые в вашем письме, дают мне возможность осторожно предположить, что у мальчика в подростковом возрасте начала проявляться акцентуация характера – это ни в коем случае не болезнь, это просто более яркое проявление индивидуальности. Судя по тому, что ваш ребёнок не учитывает последствия своих поступков, склонен к фантазированию, необдуманной лжи, желанию покрасоваться, я полагаю, что у него в мягкой форме проявляется истероидная акцентуация.
Ничего страшного, Лилия, в этом нет, просто нужно учитывать, что истероиды не выносят равнодушия, болезненно воспринимают похвалу в адрес другого человека. Желание привлекать к себе внимание для них насущная потребность. Давайте подчеркнём: насущная. Изменить мы это не можем, но при общении с ребёнком должны учитывать. Хорошо бы отдать сына в какой-нибудь драмкружок, на танцы. Но только не вовлекать в деятельность, которая требует постоянства и усилий. Любая акцентуация, Лилия, генетически запрограммирована. И хотя учёные сейчас уже определили ген щедрости, ген жадности, но повлиять на них пока не могут.
Вероятно, есть и ген беспечности, который проявляется как синдром Хлестакова. Специфика поведения такого человека в том, что у него почти не развита прогностическая функция. В силу особенностей лобных долей коры головного мозга такой человек не умеет просчитывать последствия. Отсюда и беспечность. Поэтому основная задача родителей такого ребёнка – учить его предвидеть последствия того или иного поступка.

5. Также нужно учитывать, что истероидные дети нечувствительны как к наказанию, так и к поощрению, поэтому воспитывать такого ребёнка чрезвычайно сложно. Что предлагают психологи? Исключить возможные искушения, так как ребёнок пока не может устоять перед ними. Вы понимаете, о чём я.
Также, пока длится переходный период, то есть лет до 16–17, такой ребёнок нуждается в постоянном контроле. Американские специалисты советуют: доведёшь такого ребёнка до музыкальной школы – жди, когда закончатся занятия, и потом веди его обратно. Необходимо установить тесный контакт с учителями, чтобы мальчик знал, что надзор за ним непрерывный.

Я, наверное, огорчила вас, Лилия, но другого пути нет.

А теперь немного о лжи. Ложь – это преднамеренное введение в заблуждение другого человека или многих людей. Если человек не знает, что даёт неправильную информацию, это не ложь. Существует два вида лжи: сокрытие фактов, умолчание и фальсификация, и искажение. Причинами лжи могут быть: поиск оправдания, извлечение выгоды. Бывает и ложь во спасение другого человека. Страх разоблачения преследует лжеца, но в первый раз он значительно сильнее, чем в десятый. Приобретается опыт обмана, возникает иммунитет к угрозе наказания. Человек, который лжёт, может испытывать не только страх, но и вину. Но что вас удивит, Лилия, – и взрослые, и особенно дети, обманывая, испытывают возбуждение. Дети начинают смеяться.

Есть, Лилия, и профессиональные лжецы. Уверовав в то, что говорят, они никогда не ошибаются – сколько бы ни лгали, их невозможно уличить, смутить. Эти люди выбирают профессии актёра, продавца, политика. Исследования показывают, что таких – пять процентов.

А мы стараемся избегать лжи и можем сказать про себя так же, как сказал Линкольн: «У меня слишком плохая память, чтобы быть хорошим обманщиком». Вот эта мысль должна стать основой в ваших беседах с сыном. Мальчик должен понять, что врать и воровать невыгодно.

Желаю вам, дорогая Лилия, сил и терпения, чтобы справиться с трудной ситуацией.

Галина БЕЛОЗУБ