Какой ласковый мальчик
25.09.2017 15:19
Возможно, его придётся кормить и содержать всю жизнь

Какой ласковыйЗдравствуйте, дорогая редакция! Меня зовут Алла, мне 45 лет, и я очень нуждаюсь в помощи психолога.

Мой 10-летний сын Андрей не может подружиться со сверстниками. В классе его считают слабаком и придурком, хотя он у меня очень начитанный, умный, учится на четыре и пять, участвует во многих конкурсах, олимпиадах, занимает призовые места. Наш учитель говорит, что у сына обо всём есть собственное мнение, которое он доказывает, а многие одноклассники его не понимают, поэтому отчуждают.

Но наша главная проблема в том, что у сына врождённая невнимательность. Он всё теряет, не помнит, куда положил вещи. Собирая портфель, забывает половину тетрадей. Может даже забыть, на какую тему мы с ним только что говорили. В школу ходит, как он говорит, без всякого желания, а хорошо учится, только чтобы меня не расстраивать. Всё время сидит дома, ни с кем не общается, кроме меня. Ласковый, послушный, никогда мне не перечит, постоянно говорит, что очень сильно любит. Но крайне обидчивый.

Андрея не интересуют никакие бытовые вопросы, не могу научить его самым элементарным вещам: не разбрасывать одежду, убирать за собой посуду, выключать свет; он даже забывает смыть за собой в туалете.

Когда смотрит телевизор, сосёт какую-нибудь одежду. Не может завязать шнурки, с трудом застёгивает пуговицы. Не могу научить его стричь ногти – не умеет пользоваться ножницами. Также не держит иголку, хотя в более раннем возрасте собирал конструктор «Лего» и очень хорошо получалось.

Может сказать в лицо знакомым об их недостатках. Например, спросить: «Почему у тебя лицо такое прыщавое?» Я уже сто раз ему объясняла, что так делать нельзя, всё равно продолжает.

Ещё у сына очень редко, когда его сильно допекают, случаются приступы агрессии, может накинуться на обидчика с кулаками. Но первым драться не лезет.

У меня были очень тяжёлые роды – вдруг проблемы как-то связаны с ними и это можно вылечить?

Из письма Аллы,
Тюменская область


Комментарий детского психолога

Здравствуйте, уважаемая Алла! Ваше беспокойство о сыне понятно и оправданно. Каждому ребёнку необходимы общение с другими детьми, совместные игры, разговоры, дела. Человек – существо общественное, он не может жить волком-одиночкой. Взрослый человек в определённой степени способен и должен выдерживать одиночество. Но развитие ребёнка, лишённого общества сверстников, искажается. В этом случае ребёнок не получает важнейшего опыта налаживания отношений с другими людьми, равными по возрасту и социальному положению. В дальнейшем это может обернуться трудностями в личных отношениях, создании собственной семьи.

Судя по вашим словам, Андрюша научился подстраиваться под требования людей, которые выше него по статусу: под вас – родителя (вы описываете сына как ласкового и любящего), под учителя, что позволяет ему хорошо учиться и получать высокие оценки. Возможно, именно этот опыт – хорошего подстраивания под требования взрослых – мешает Андрею наладить отношения с одноклассниками.

Как вам ни покажется странным, чтобы иметь хороший контакт с детьми, ребёнку нужно находиться в некоторой оппозиции к взрослым. То есть чтобы играть со сверстниками, баловаться, иметь с ними свои тайны, надо нарушать некоторые правила и не слушать старших. И дети, которые очень сильно ориентированы на требования взрослых, часто имеют проблемы в общении со сверстниками: они не понимают, какие их действия могут нравиться ребятам. Взрослые предпочитают подчинение, способность предугадывать их желания. А дети любят придумать интересную игру с правилами, которые надо соблюдать, им нравится инициативность, способность хранить от взрослых свои тайны.

Алла, я сейчас вернусь к началу вашего рассказа о жизни сына и попробую определить истоки трудностей. Конечно, это только мои предположения, основанные на коротком тексте вашего письма. Для того чтобы лучше понять ситуацию, необходимы очный приём или хотя бы консультация по скайпу. Нужно посмотреть на самого ребёнка, ознакомиться с неврологическими диагнозами, если таковые есть.

Для начала необходимо исключить заболевания, влияющие на поведение мальчика. Например, органическое поражение головного мозга – вы упомянули о трудных родах; возможно, это ваш первый и довольно поздний ребёнок. Если у Андрюши есть неврологическое заболевание, его необходимо учитывать и подстраиваться в бытовой жизни под эту особенность. Например, рассеянность ребёнка, взрывчатость  характера (некоторая повышенная агрессивность) могут быть связаны именно с хроническим заболеванием центральной нервной системы, а также с повышенной утомляемостью на этом фоне. Для некоторых пациентов характерна быстрая истощаемость при выполнении учебных или иных заданий. Истощение, усталость проявляются неспособностью долго концентрировать внимание, рассеянностью, несдержанностью в выражении негативных эмоций.

Да, ребёнок может учиться на четыре и пять, чтобы порадовать маму. Но он делает это не потому, что учёба даётся легко. И всё время прикладывает сверхусилия, а в результате постоянно переутомляется. Ребёнку уже не хватает сил, чтобы быть внимательным в быту, да ещё и сдерживать гнев, как это принято в социальной жизни.

Итак, первое, что необходимо, – консультация невролога для исключения заболеваний ЦНС. В случае необходимости врач назначит медикаментозное лечение и соблюдение режима труда и отдыха. Дорогая Алла, я понимаю, что некоторые рекомендации могут усилить вашу тревогу, однако, чтобы помочь ребёнку, необходимо трезво посмотреть на его состояние и исключить заболевания, требующие специализированной помощи.

Далее следовало бы проконсультироваться у врача-психотерапевта или психиатра для исключения психических заболеваний, при которых отмечаются черты характера аутистического спектра, когда нарушен контакт с другими людьми. Часто родители не замечают врождённых особенностей ребёнка в силу того, что подстраиваются под него. И нарушений контакта тоже не замечают. А когда ребёнок попадает в среду сверстников, проявляется его неспособность устанавливать человеческие связи. Он может не выказывать никакого интереса к другим детям, или не знает, как подойти и заговорить, или в игре совершает те же действия, что и другие, но как бы всё время невпопад, запаздывая. Большие детки чувствуют и осознают невидимую стену, отделяющую их от других детей, и начинают тех бояться.

Дети с такими особенностями могут быть необыкновенно развитыми интеллектуально, особенно в абстрактных науках – например, в математике. Со стороны такие детки часто выглядят более взрослыми по сравнению с одногодками. Они кажутся самоуглублёнными, самодостаточными, и, конечно, им гораздо легче общаться со взрослыми. Кроме того, им свойственна прямолинейность: в лоб спросить о прыщах на лице другого человека или отстаивать свою позицию вразрез с мнением других. Дело в том, что ребёнок с аутичными чертами характера не может прогнозировать эмоциональную реакцию других людей. Он не предполагает, что слово способно вызвать боль.

Такие дети не умеют лгать. Кроме того, они с трудом осваивают обычные бытовые навыки ухода за собой, работы по дому, помощи другим людям. Им нужна специальная поддержка, чтобы они могли вписаться в социум и поддерживать контакты с другими.

Когда будут исключены заболевания, следствием которых являются нарушения поведения, мы можем подумать о более простой ситуации: о психологических трудностях в ответ на сложившуюся семейную или школьную ситуацию. Алла, вы не упоминаете об отце Андрюши и его реакции на трудности мальчика. Могу ошибаться, но, возможно, вы растите ребёнка в неполной семье, или его отец психологически сильно отдалён от сына.

Ребёнок очень привязан к вам, и это означает, что у него есть опыт общения с женщиной, но нет – с мужчиной. Такой опыт рождается, когда отец много времени проводит с сыном, обучает его мужским навыкам, даёт понять, что значит быть мужчиной в жизни, в семье. Такому счастливому сыну легко общаться со сверстниками-мальчишками. В противном случае у ребёнка есть лишь опыт, который появился в общении с мамой. Например, как быть ласковым. При контактах с мальчиками такой ребёнок будет вызывать недоумение; ведь общение мальчиков строится не через ласки, а через довольно жёсткие, с точки зрения женщин, прикосновения – похлопывания, тычки, удары, физическую борьбу.

Если у мальчика явный дефицит общения с отцом, то его необходимо устранять. Стимулировать отца к общению или найти другого мужчину, который смог бы стать образцом мужественности для сына, – его деда, тренера из секции. Можно найти руководителя, который поможет Андрюше вписаться в группу сверстников: секции по интересам, скауты, технические кружки и прочее. Думаю, вы способны помочь сыну, приглашая в ваш дом детей и помогая им общаться. Поиграйте с ними или позовите на совместную прогулку в интересное мальчишкам место – на аттракционы, в кино и прочее.

Обращает на себя внимание, Алла, ваша чрезмерная эмоциональная близость с сыном. Часто бывает, что матери, родившие ребёнка довольно поздно и с трудностями, очень привязаны к нему, особенно если это мальчик. Зачастую это очень тревожные, беспокойные матери. Не вполне осознавая последствия своих действий, они начинают чрезмерно опекать ребёнка – то есть помогать в случаях, когда тот должен проявить самостоятельность. Они не могут предъявить ребёнку жёсткие требования: застелить постель, помыть посуду, убрать квартиру. Такой матери кажется, что в будущем у сына само собой появится желание делать неприятные, но необходимые вещи, а пока она всё сделает за него.

Возможно, Алла, вы не придаёте значения тому, что живёте уже с подростком, то есть с человеком, который в случае нормального развития должен хотеть стать взрослым. А он пока с застёгиванием пуговиц едва справляется. Вы удивляетесь, почему сын легко обращался с конструктором, но не может держать иголку? Конструктор – это игра, а иголка и пришитая пуговица – реальная жизнь, работа.

Я надеюсь на лучшее, на то, что Андрюша не страдает тяжёлым заболеванием. Тогда это будет означать, что вы держите его в состоянии младенца, который не способен подстричь себе ногти и успокаивает себя младенческим способом – посасыванием одежды. Вы всё делаете вместо него: следите, чтобы он собрал портфель, убираете за него постель и разбросанные вещи. Ему просто незачем этим заниматься. В дальнейшем вы рискуете получить недоросля, которого придётся кормить и содержать всю жизнь. Но зато, так и не став взрослым и зрелым мужчиной, он всегда будет при вас. К сожалению, в моей практике такие ситуации не единичны.

Алла, мои слова звучат жёстко, но вы и сами бьёте тревогу, понимая, что ситуация с Андреем далека от нормальной.

Итак, вам придётся совершить усилие, прежде всего над собой. Придётся сильно ограничить свою заботу и перейти к требованиям. Для начала составьте список дел, которыми должен заниматься ребёнок, и решительно начинайте приучать. Как? Не всё сразу, два-три навыка в один период. На формирование привычки достаточно месяца. Это означает, что вам придётся проявить твёрдость. У взрослых людей за выполнение работы следует вознаграждение – отсроченное (зарплата) или непосредственно следующее (чайку попить, кино посмотреть). Ребёнку необходимо организовать такую же последовательность: сделал дело – получи вознаграждение. Чем дольше тянешь с выполнением задания, тем меньше времени остаётся для удовольствия, например для прогулки.

Ребёнок должен получить опыт: во-первых, понять, что работа связана с последующим удовольствием, во-вторых, осознать, что время не резиновое, нужно успеть поработать и получить удовольствие. Часто у детей отсутствуют опыт связи работы и удовольствия, а также чувство времени.

Дорогая Алла, вы разумная и заботливая мама, я уверена, что у вас всё получится. Желаю успеха!

Татьяна БЕЛЮЧЕНКО
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №38, сентябрь 2017 года